• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

2024-01-03 15:09:30 · Психолог

Недолюбленный ребенок. Какие последствия?

Недолюбленный ребенок. Какие последствия?
Фото: "Заря. Чернский район"

Педагог-психолог Чернского отделения помощи семье и детям социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Любовь Прохорова дает рекомендации нашим читателям.

Родители, любите ваших детей сейчас! Потом будет поздно. Любите детей по-настоящему, а не формально.

Любить по-настоящему – это значит удерживать внимание на ребёнке, его потребностях, состояниях, переживаниях, эмоциях, успехах, достижениях. Проводить с ним время, интересоваться его увлечениями, помогать ему взрослеть, быть опорой, осмысленно формировать партнерские отношения с ним, сохраняя при этом роль родителя. Привлекать к решению семейных вопросов, а не отгораживать, проявлять к нему уважение в любом возрасте, советоваться с ним, а не принуждать. Рассматривать альтернативы при возникновении спорных случаев, поддерживать в сложных ситуациях, а не осуждать. Подкреплять в нём чувство значимости, его ощущение ценности, нужности для семьи и для общества.

Любить формально – это сосредотачивать внимание на материальной стороне отношений: задаривать деньгами, подарками, покупками, ненужными безделушками в качестве компенсации отсутствия настоящей любви. Проявлять к нему внимание только когда случаются проблемы с поведением. Негативно реагировать, демонстрировать раздражение от того, что он собой отвлекает вас от важных дел. Демонстрировать постоянную занятость и нехватку времени на ребёнка. Применять к ребёнку физические наказания, расправы. Быть сосредоточенным только на своих делах, на себе и отсутствовать в жизни ребёнка. Помыкать, высмеивать его недостатки, стыдить, сеять в нем чувство вины.

Какие последствия?

От настоящей любви матери, у ребёнка формируется любовь к миру. Он понимает, что нужен здесь, он здесь ценен и значим, прежде всего, для самых главных людей в своей жизни – родителей. Его принимают с его особенностями и состояниями. В ответ он учится принимать других со всем их несовершенством и своими особенностями. Он нацелен на конструктивное взаимодействие с окружающими, на сотрудничество и взаимное развитие.

От формальной любви матери у ребёнка наоборот, формируется чувство ненужности, одиночества, брошенности. Стойкое ощущение недолюбленности и бессознательное влечение – это компенсировать. Состояние недолюбленности с возрастом перетекает в агрессию к окружающим, демонстративность, привлечение негативного внимания в свою сторону. Садистическое поведение как компенсация недолюбленности матерью, основанное на бессознательном желании добиться этой любви, но уже от окружающих. То что ребенку не досталось в детстве от родителей трансформируется в деструктивные поведенческие проявления с единственной целью – доказать всем, что он достоин настоящей любви.

Есть другая сторона формальной любви матери. Ребёнок свыкается со своей никчемностью и чувствует себя жертвой, на которой все отыгрываются. Когда такие дети становятся взрослыми, они проживают свою жизнь в постоянном унынии и разочаровании.

Возможно, не все так прямолинейно в каждом отдельном случае, но точно есть над чем задуматься! Поведение и особенности личности каждого человека закладываются в детстве и во многом под влиянием родителей.