Бронепозд «За Родину» на чернской земле

фото: "Заря.Чернский район"
На станции Чернь установлен единственный в России полноразмерный макет бронепоезда «За Родину», который состоит из защищенного бронированным кожухом паровоза с тендером и 8 вагонов. В одном из вагонов организована экспозиция с манекенами в воинской форме.
В состав 31-го Отдельного Особого дивизиона бронепоездов входили два бронепоезда. Первый был собран в Нижнем Новгороде, а второй в Муроме. На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 5 декабря 1942 года бронепоезда получили новые номера: № 1 "Козьма Минин" - № 659, а № 2 "Илья Муромец" - № 702.
Подарок фронту от муромских жителей, «Илья» начал войну с захватчиками в самом начале 1942 года на Брянском фронте. Он был вооружен тяжелыми орудиями, скорострельными зенитными пушками, пулеметами и реактивными миномётами «Катюша» (впервые в истории бронепоездов). Бесшумно выходя на вражеские позиции, «Илья Муромец» уничтожал склады горючего, оружия, артиллерийские батареи, пехоту и технику.
В апреле 1942 года бронепоезд «Илья Муромец» принял первый бой у станции Выползово Чернского района. А чуть позже участвовал в налёте на захваченный фашистами Мценск с приказом парализовать работу станции, где в этот момент шла интенсивная разгрузка эшелонов. Наведя шорох в немецком тылу и уничтожив большое количество вагонов и складов, бронепоезд вернулся с задания не понеся потерь, однако взбешённые немцы объявили на него настоящую охоту. Гитлеровская авиация выслеживала поезд в пути и на станциях, и 12 мая 1942 года смогла повредить штабной вагон, в котором погибли командир 31-го дивизиона бронепоездов майор Я.С. Грушелевский, начальник штаба дивизиона старший лейтенант С.В. Писемский, корреспондент газеты «Гудок» А.С. Букаев.
За время войны подразделения 31-го Отдельного дивизиона провели 150 мощных огневых налётов по переднему краю обороны и прифронтовым станциям снабжения, участвовали в прорыве обороны и отражении атак противника. Артиллерийско-миномётным и пулемётным огнём уничтожено 15 немецких самолётов, 1650 солдат и офицеров (875 солдат и офицеров), 94 пулемётные точки, 42 артиллерийско-миномётные батареи, 24 отдельных орудия, 14 дзотов, немецкий бронепоезд, склады боеприпасов. Сбил 7 самолетов.
Пройдя путь почти в 2,5 тысячи км от Оки до Одера, «Козьма Минин» и «Илья Муромец» остановились в 50 км от Берлина во Франкфурте-на-Одере. Мост через Одер был разрушен. Здесь они и отпраздновали Победу. Но начинался этот боевой путь на нашей чернской земле.
Из воспоминаний Лидии Захаровны Иванченко (Шагун), фельдшера 31-го Особого дивизиона бронепоездов: «Из миллионов трудовых, ратных и тыловых, вкладов сложилась наша общая великая победа. Мысли об этом всегда воскрешают в памяти боевые дни, проведённые в 31-м дивизионе бронепоездов на железнодорожном участке Скуратово – Бастыево.
Станция Скуратово и ближайшие к ней были в 1942 году станциями снабжения 3-й армии и других сил Брянского фронта. Гитлеровская авиация буквально висела над ними, пытаясь дезорганизовать работу транспорта. Дивизион своими зенитными средствами, как мог, мешал ей в этом. Вместе с воинами против вражеской авиации сражались железнодорожники и жители пристанционных посёлков Скуратово, Выползово, Чернь, Бастыево. Под бомбами, снарядами и пулями тушили они пожары, растаскивали составы, восстанавливали пробитый путь, ремонтировали подвижной состав, разгружали военные эшелоны, грузили в санитарные летучки раненых. На одну и ту же землю пролилась кровь советских людей в военной форме и гражданской одежде.… А ютившиеся в сырых землянках немногие уцелевшие жители прифронтового Чернского района, пахавшие нафаршированные минами поля, сажавшие хлеб и картофель, помогавшие всем, чем могли, солдатам и командирам, - разве они не участники войны?»