
фото: "Заря.Чернский район"
– Металл для меня как пластилин, рассказывает мастер художественной ковки Карен Назарян. – Нужную форму ему придаю молотком, руками. Пока металл горяч, с ним можно делать все, что угодно, как в поговорке «Куй железо, пока горячо». Но и холодную ковку применяю, хотя больше верен традиционной. Похожих изделий у меня не бывает, каждое в единственном экземпляре. Мне приятно, что мои работы радуют людей. Это дает мне силы и вдохновение продолжать трудиться в том же русле.
Ручной художественной ковкой Карен занимается около трех лет, и за это время чего только не ваял! Ворота, калитки, коньки на крышах, теплицы, скамейки, лестничные перила, люстры, а также различные украшения из металла придают красоту домам его друзей и заказчиков. В каждое из них он вкладывает душу.
Истоки любимого дела у него родом из детства. Прадеды молодого человека были известными кузнецами. Это был зов крови, считает Карен, хотя к кузнечному делу он пришел не сразу. В городе Спитак, где родился и вырос, он учился в художественной школе. С теплом вспоминает переподавателей, которые щедро делились с юными своими знаниями. Запало в душу, что они славились умением изготовлять хачкары (армянские кресты). Школьников учили не только выражать чувства и мысли на листе бумаги, лепить, делать скульптуры, работать с камнем, но и раскрывали таланты, которые многим воспитанникам пригодились в будущем.
Еще подростком Карен начал работать по дереву. Сначала были простые изделия, потом полноценные комплекты мебели. Эта сфера одновременно и творческая, и техническая. Также как и его любимая ковка. Ведь если есть художественный вкус и пространственное мышление, то освоить это несложно. И здесь опыт даже важнее, чем теория, которую учат в университетах. Карен отмечает, что сейчас кузнечное ремесло востребовано. Людей интересует кованая мебель, заборы, предметы интерьера и быта. Еще долго технический прогресс не заменит ручной труд кузнеца-ремесленника. Ведь подковать лошадь, выковать подкову, выполнить сложную фигуру для интерьера – это работа только ручная. А еще любой фасад здания выигрывает, если на нем будет эксклюзивный кованый декор.
– Работа не из легких, – делится Карен. – Нужна физическая сила, выносливость, ведь стоять у пышащей жаром печи по нескольку часов кряду не всякий сможет. Несмотря на XXI век, основными инструментами остаются молот и наковальня.
Я могу назвать себя счастливым человеком: воплощаю в жизнь все свои творческие задумки. Сначала я рисую эскиз на бумаге, чтобы примерно понимать какие материалы будут задействованы. Но бывает и наоборот – изделие делается из тех материалов, которые скопились как-будто бы случайно именно для этой вещи, и это особенно радует.
Иногда человеку приходится искать себя всю жизнь. Карен Норикович также пробовал себя в разных сферах деятельности, но теперь уверен, что кузнечное дело – его призвание. Он арендовал помещение, вдохнул в старый гаражный бокс новую жизнь. Не случайно, сельская глубинка славилась своими мастерами. Дело всех кузнецов на чернской земле продолжает Карен Назарян и утверждает, что каждый из нас – кузнец своего счастья.
Елена АЗАРОВА