Родительские установки

Родительские установки

Педагог-психолог Чернского отделения помощи семье и детям социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Любовь Прохорова дает рекомендации нашим читателям.

Установки – это стереотипы мышления и поведения. Они формируются в нашем сознании с самого детства и на протяжении всей жизни.

И от того, какие запреты и ограничения мы накладываем на своих детей, в чем и как позволяем почувствовать свободу, во многом определяется их будущее.

Давайте ребенку свободу. Предоставляйте ему выбор и учите самостоятельно нести ответственность.

Тогда он будет понимать, что можно поступить так или иначе и что успех может прийти в зависимости от принятого им (а не вами) решения.

В этом случае борьба с ограничениями отнимет у юного подростка весь внутренний ресурс, и вместо поиска собственного пути в жизни он будет сражаться с чужими установками.

Уважайте его индивидуальность. Человек, утративший индивидуальность, живущий «как все», превращается в робота, который действует по чужим шаблонам. Когда индивидуальность сталкивается с общественными установками, возникает конфликт, ведущий к хроническому стрессу.

Поощряйте ребенка быть таким, какой он есть, а не подтягивайте к своему идеалу.

Научите ребенка принимать себя. Каждый из нас обладает набором определенных черт и качеств – это касается и внешности, и характера, и манеры поведения. Нередко мы не принимаем в себе какие-то из них.

Однако любое качество, принятое и позволенное себе, всегда может стать точкой роста, а загнанное внутрь – проблемой на долгие годы.

Не ломайте характер ребенка. Известное выражение «Посеешь случай – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер» – это не отвлеченная фраза.

Помните, что становление личности происходит в самом нежном возрасте, важно заложить в этот фундамент правильную основу самовосприятия.

Так, при положительном восприятии человек ощущает себя благополучной личностью, которая в момент успеха отдает должное собственным усилиям, а неудача не становится для него крушением мира и не заставляет остановиться. Напротив, такие люди совершают очередную попытку для достижения поставленной цели.

Если же в сознании закрепился отрицательный образ себя, человек действует как неблагополучный и неприспособленный к жизни. Все свои достижения относит к случайному везению, а неудачи – к само собой разумеющемуся, потому и попыток выйти из них не делает.

И от того, какую из этих установок будут поддерживать родители, зависит программа на будущее.

Не ломать, а бережно направлять своих детей – вот главная задача взрослых.