Учитель – профессия вне времени, моды и географии

Учитель – профессия вне времени, моды и географии

Учитель – профессия вне времени, моды и географии. Учитель – это прежде всего человек, одно из призваний которого – учиться самому, обучая других. Не каждый способен полностью посвятить себя этому действительно тяжелому труду, ведь профессия не ограничена рамками школы.

Об особенностях профессии, современных детях и о том, каким должен быть учитель, накануне Дня учителя мы поговорили с учителем математики, алгебры и геометрии Чернской средней школы №2 Зинаидой Стрельниковой.

– Зинаида Владимировна, как вы стали учителем математики?

– Я мечтала о педагогике с детства: в начальной школе играла в учителя, любила считать, решать задачи. Математика мне давалась легко. Благодарна своему педагогу Елене Сергеевне Батуриной – это она вложила в меня тягу к математике – царице наук, и, без сомнения, нравственные ориентиры на всю жизнь. Несомненно, и другие учителя и преподаватели с лихвой дали мне все, что необходимо… Думаю, что мне повезло со всеми. Я окончила Чернский профессионально-педагогический колледж по специальности «учитель начальных классов с дополнительной специальностью в области физики и математики», факультет физики, математики и информатики ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

Профессию учителя выбрала, потому что люблю свой предмет и люблю работать с детьми. Ничто так не заряжает, как детская энергетика. Мне нравится видеть, как у детей в глазах зажигается огонек понимания. Известный ученый Василий Ключевский сказал, чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь. И я с ним полностью согласна.

В школе работаю 22 года, преподаю математику с 6 по 11 класс.

– Математика… Вряд ли этот предмет нравится всем ученикам.

– Математику, скорее, уважают, чем любят, но жизнь без нее трудно представить. Многие считают математику скучным и строгим предметом. Но это абсолютно не так. Сколько в ней красоты, сколько грациозности! Математика – это универсальный международный язык. Когда неожиданно оказывается, что сложную теорию или запутанную конструкцию можно объяснить очень просто, это тоже красиво. Переход от сложности к простоте захватывает. Не даром люди веками доказывают одни и те же теоремы, придумывая новые связи и все более элементарные ходы.

Собираясь на урок, я преследую цель: должно быть понятно и интересно. Я говорю своим ученикам, любите математику как я. И у вас все будет получаться! Когда ученик начинает осознавать и понимать материал, он перестает просто зубрить правила и формулы. Это осознанное понимание помогает развивать глубокую привязанность к предмету.

Мир, в котором предстоит жить и работать сегодняшним школьникам, сложный и изменчивый. Подрастающему поколению придётся иметь дело с гигантскими массивами данных. Конкурентное преимущество на рынке труда будет у разносторонне развитых людей: нужно будет разбираться и в IT, и в экономике, и в коммуникациях, а ещё быстро вникать в новые сферы.

– Что для вас самое важное и любимое в работе учителя?

– Результаты моих учеников – это главное. По их оценкам я могу оценить и себя, как преподавателя: насколько эффективно веду уроки и преподношу материал. Всегда пытаюсь найти что-то новое для учеников, удивить их, чтобы они могли развиваться. Школьники участвуют в различных мероприятиях – олимпиадах, конкурсах, занимают призовые места.

Самое прекрасное – видеть, как ребенок мыслит, как он делает свои открытия и получает от этого радость.

Для меня важно будущее учеников. Хочу, чтобы они стали не только отличными профессионалами, но и хорошими людьми. Мои выпускники поступают в медицинские вузы, вузы технической направленности, гуманитарные.

Я всегда готова помочь им преодолеть трудности и обрести уверенность. Верю, что учительская работа – это больше, чем просто профессия, это возможность внести положительный вклад в жизнь других людей и формирование будущего общества.

– Изменились ли вы в процессе преподавательской деятельности и что важное отметили для себя в процессе обучения детей?

– Стала строже. Как выяснилось на практике, без строгости все же не обойтись, но при этом необходимо сохранять доброту и уважение к каждому ученику.

Иногда нужно показать ребенку, что он не прав, и объяснить почему. Учитель должен быть разносторонним как личность и профессионал, ведь дети часто задают вопросы, которые не касаются предмета. Работа в школе – это больше, чем работа.

– Какими качествами должен обладать педагог?

– Оптимизм, любовь к детям, к тому, чем ты занимаешься, к миру. Любовь – это главенствующее чувство. Трудолюбие, коммуникация. Учитель обязательно должен быть добросовестным и ответственным, показывая, тем самым, правильный пример подрастающему поколению.

Важно входить в класс с любовью к детям, с огромной выдержкой и терпением, иначе ничего не получится, дети не поверят тебе и не примут.

На нас чрезвычайно сильно влияет окружающая среда – семья, близкие люди, педагоги, наставники, коллеги. Они делают нас лучше в жизни, в профессии, в отношениях друг с другом. Мне очень повезло с коллективом. У нас чудесные учителя и сотрудники. Пользуясь случаем, хочу выразить коллегам признательность за помощь, за сильное плечо, которое они подставляют в нужную минуту, ведь главное – это чувствовать поддержку и быть уверенным, что тебе помогут.

Школа – это мой дом. Ей я отдаю свое время и силы. А когда не остаётся сил, вспомню горящие глаза своих учеников и с новыми силами начинаю следующий учебный день.

Поразмышляв обо всём, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая профессия…. И завтра я опять иду в школу…