Жизнь моя – железная дорога, вечное движение вперед
- 04.08.2024 17:44
- фото: "Заря.Чернский район"
В первое воскресенье августа в России отмечают День железнодорожника. Накануне профессионального праздника мы встретились с Почетным железнодорожником, бывшим начальником станции Чернь, Раисой Кулаковой, которая всю жизнь посвятила этой отрасли.
Сегодня, будучи уже сотрудником музея-заповедника «Бежин луг», Раиса Николаевна с теплотой вспоминает время работы на железной дороге.
– После школы я была в поиске дальнейшего жизненного пути, – рассказывает наша героиня. – Строительство, бухгалтерский учет, железная дорога…Что из них мое? Восклицательный знак достался железнодорожному техникуму города Орла. Знаете, случайности – неслучайны! Мне понравился старинный особняк, где предстояло учиться, шикарный парк, который его окружал, ну и что скрывать, красивая форма движенцев.
С первых дней трудолюбивая, добросовестная девушка взяла высокую планку: в зачетке одни пятерки, портрет на Доске Почета. Училась с интересом.
– Железнодорожник – он и математик, и физик, и химик, и географ, и экономист в одном лице! Без обширных знаний в разных областях просто не обойтись, – улыбается Раиса Николаевна. – Еще интереснее стало, когда началась практика. Сначала мы работали проводниками на поездах Москва – Душанбе, Москва – Павлодар, Москва – Лениногорск. Своими глазами увидели все красоты необъятной страны. Из Москвы в Душанбе поезд шел более четырех суток. Для проводника – труд нелегкий. Мало того, что на нем лежат заботы о комфорте пассажиров, так еще положено внимательно следить за вверенным имуществом. Однако в юности мы были вполне довольны этой работой, и особенно впечатлениями.
Потом была практиканткой-стрелочником на станции Шилово в Рязанской области. Главная обязанность стрелочника – развести поезда по нужным направлениям. Сейчас эта работа автоматизирована, поэтому стала более точной. Не зря говорят: «стрелочник виноват». И в самом деле, промедли он, не проделай вовремя необходимую операцию – и страшные последствия не заставят себя ждать. А сколько знать надо! А еще на нашей работе важно быть ответственным, исполнительным, внимательным.
На станции Чернь Раиса оказалась по распределению. Молодого специалиста под опеку взяла семья начальника станции Денисова.
– Александр Филиппович Денисов – фронтовик, прошел Великую Отечественную войну, на его долю выпало немало испытаний. Но он был настолько человечным, благородным, справедливым, что лучше руководителя я не встречала. Специалист старой закалки, добросовестный, с повышенным чувством ответственности, с невероятным самообладанием, с большим опытом за плечами. Многому у него научилась, будучи дежурной по станции, – рассказывает Раиса Николаевна. – Более того, он сразу выделил нашей семье помещение в административном здании, где мы прожили три года, пока не получили квартиру.
Как дежурная по станции Раиса Николаевна обеспечивала четкое и своевременное выполнение плана перевозок. Инициативную сотрудницу с отличными организационными навыками и профессиональными знаниями в 1994 году назначили начальником станции Чернь.
Было непросто. Большой коллектив, свой маневровый локомотив, составители поездов… До 150 вагонов груза перерабатывали в сутки.
– Наша станция была одной из лучших благодаря слаженному коллективу, – подчеркнула Раиса Николаевна. – У нас как у мушкетеров: один за всех и все за одного! Дежурный мастер Григорий Скачков, механик СЦБ Сергей Иванович Авдюхин – трудолюбивые, ответственные, всегда быстро и правильно оценивали обстановку. Я всем благодарна, с кем довелось работать. Это Николай Мартынов, Андрей Санталов, Иван Козенко, Валентин Голиков. Всем им нет цены!
Мое кредо было – трудиться с радостью, тем более что у нас созданы великолепные условия для работы. Об эстетической составляющей, начиная с великолепных, ухоженных цветников и заканчивая музейной красотой здания вокзала нашей станции-картинки, даже говорить не приходится. Все положительные изменения, которые произошли здесь, – заслуга не только руководства Московской дороги, Тульского отделения, это заслуга и наших работников.
На вопрос, что главное в работе начальника станции, Раиса Николаевна отвечает, что это работа с людьми. Каждый день здесь проходят сотни вагонов, тонны грузов, тысячи пассажиров... А контролируют весь этот поток всего несколько десятков человек. На них лежит колоссальная ответственность. Малейшая ошибка, секундная невнимательность – и груз уйдет по ошибочному маршруту, а пассажиры опоздают к месту назначения или, что гораздо страшнее, состав займет чужой путь. Но на железнодорожной станции Чернь каждый на своем месте старается делать работу безупречно.
День и ночь много лет слушала Раиса Николаевна гудки поездов, стук колёс по рельсам. Они напоминали ей о бесконечной дороге, уходящей за горизонт, о приключениях и путешествиях, которые ждут за пределами привычного мира. Но пришло время, и такие знакомые звуки звучат уже не так близко, бурная деятельность, всегда готового к решению нестандартных ситуаций начальника станции, сменилась на размеренную музейную.
– Музей – это особенный мир со своей особой миссией по созданию и сохранению историко-культурной среды, – уверена Раиса Николаевна. – Коллектив отличает преданность своему делу, стремление узнавать и познавать новое. И я опять учусь, и это здорово!
В этот день я поздравляю своих железнодорожников с праздником. Дорогие мои коллеги! Всех с профессиональным праздником - Днëм железнодорожника! Всем здоровья, счастья, благополучия и зелёных огней светофоров! Сохраняйте профессиональный подход к делу, приумножайте славные трудовые традиции работников старших поколений.
В свою очередь коллеги Раисы Николаевны – Любовь Гусева, работавшая билетным кассиром и Валентина Кузнецова, бывшая дежурная по ст. Чернь и начальник станции Горбачево, передают ей поздравления и наилучшие пожелания.
Елена АЗАРОВА