«Гордость земли чернской» - ко Дню российской науки

«Гордость земли чернской» - ко Дню российской науки

Ежегодно 8 февраля в нашей стране отмечается День российской науки. История праздника насчитывает около 300 лет. За это время отечественные ученые оставили заметный след в каждой научной области и подарили человеческой цивилизации массу выдающихся изобретений. Среди уроженцев Чернского района были люди, посвятившие свои силы и таланты науке.

Экономической науке посвятили свою жизнь члены семьи Вознесенских. Вознесенский Александр Алексеевич, Вознесенский Николай Алексеевич, Вознесенская Мария Алексеевна, Вознесенская Валентина Алексеевна, Вознесенский Лев Александрович, Вознесенский Эрнест Александрович, Вознесенский Александр Эрнестович - и это неполный список экономистов-Вознесенских. Каждый из них - автор многих научных статей, исследований, а академик Николай Алексеевич Вознесенский - автор монографии "Военная экономика СССР в период Отечественной войны" (1948).

 

Вознесенский Николай Алексеевич

Вознесенский Александр Алексеевич с сыном Львом

Вознесенский Лев Александрович

Алпатов Николай Иванович - уроженец села Троицкое Чернского уезда. Закончил Чернскую школу в 1938 году, а через год – Московский авиационный техникум. В 1953 году закончил с отличием  радиотехнический факультет Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского.  В 1959 году Н. И. Алпатову присуждена учёная степень кандидата технических наук. С 1965 года Николай Иванович занимается научной и преподавательской деятельностью: в 1965 году – зачислен на должность доцента кафедры радиопередающих устройств, в 1974 году – утверждён в должности заведующего кафедрой.  Н. И. Алпатов – автор 42 изобретений и научных трудов, среди них: «Способ преобразования печатной информации в звуковой сигнал», «Меры повышения эффективности и надёжности связи по радиоканалам», «Многоканальные линии радиосвязи», «Самолётные средства радиосвязи» и др. За многолетний плодотворный труд Н. И. Алпатов награждён знаком «Почётный радист».

Алпатов Николай Иванович

Рязанцев Александр Васильевич - уроженец с. Одинцово Чернского уезда — один из крупнейших специалистов по холодильному делу в России, ученый-теплотехник с мировой известностью, профессор.  До революции был членом правления Центрохладобойни, преподавал в Электротехническом институте Императора Александра III и Санкт-Петербургском практическом технологическом институте. В 1920-х годах работал в Московской горной академии, профессор, заведующий кафедрой теплотехники горного факультета. Заведующий кабинетом теплотехники горно-механического института горного факультета. Читал курс теплотехники. Профессор Института сельхозмашиностроения им. Калинина, председатель технического совета холодильного комитета при Наркомторге СССР. Часто ездил в командировки в Германию и скандинавские страны. Проф. Рязанцев А. В. был приговорён коллегией ОГПУ к смертной казни 24 сентября 1930 года вместе с 40 другими обвиняемыми по делу. Расстрелян, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Реабилитирован 26 сентября 1957 г.

Рязанцев Александр Васильевич

Глаголев Павел Алексеевич - уроженец села Знаменское Чернского уезда. Советский учёный, педагог. Специалист в области морфологии сельскохозяйственных животных, доктор биологических наук. В 1921- 1925 годах учился в Московском ветеринарном институте (МВИ), затем работал заведующим ветеринарным участком в Можайском районе Московской области. В 1930 году вернулся в МВИ на преподавательскую работу. Ученик анатома А.Ф.Климова. Заведовал кафедрами в ряде вузов (Иркутский сельскохозяйственный институт, 1932-1934 годы; Военно-ветеринарная академия, 1936-1944 годы; Московский зоотехнический институт коневодства,1945-1952 годы). В 1952—1972 годах — заведующий кафедрой анатомии, гистологии и эмбриологии с.-х. животных Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Доктор биологических наук, профессор. Развил учение П. Ф. Лесгафта о разных по функциям типах мышц. Автор более 300 работ по анатомии млекопитающих и птиц, посвящённых различным направлениям сравнительной анатомии сельскохозяйственных животных.

Глаголев Павел Алексеевич

Юркевич Владимир Иванович (сельцо Орловка Чернского уезда) — русский и американский инженер-кораблестроитель. Известен прежде всего, как конструктор лайнера «Нормандия». Окончил с золотой медалью 4-ю Московскую гимназию. В 1903 году поступил на кораблестроительное отделение Санкт-Петербургского политехнического института. Окончил его в 1909 году, защитив дипломную работу «Увеличение полезного действия паровой установки с помощью нагревания воздуха, питающего топки, и воды, питающей котёл». Продолжил обучение на последнем курсе Кронштадтского морского инженерного училища военного флота и через год, получив диплом корабельного инженера, был произведен в подпоручики. Работал в Кронштадтском порту в должности корабельного инженера. Работал в конструкторском бюро Балтийского завода, участвовал в разработке проектов линкоров типа «Севастополь» и линейных крейсеров типа «Измаил». Был строителем подводных лодок «Форель» и «Ёрш». В годы Первой мировой войны в чине штабс-капитана работал в отделе кораблестроения морского Генерального штаба, был одним из авторов нескольких проектов строительства российских супердредноутов. Активно содействовал организации в Петербурге в 1915 году Союза морских инженеров, став впоследствии его секретарем. Труд Юркевича был отмечен орденами Св. Станислава 1-й степени и Св. Анны 3-й степени. В 1918 году был назначен помощником руководителя отделения Балтийского завода в Николаеве. В 1920 году Юркевич покинул Россию, будучи эвакуированным из Николаева на недостроенном танкере «Баку» по маршруту Николаев — Одесса — Константинополь. В Турции работал в авторемонтной мастерской, организованной группой русских эмигрантов. В 1922 году перебрался в Париж. Работал токарем, а затем чертежником на заводе Renault. Благодаря рекомендации адмирала Погуляева, Юркевич устроился работать в судостроительную компанию Penhoët, строившую крупные пассажирские корабли. Разработал проект большого пассажирского океанского лайнера для трансатлантических маршрутов, предложив оригинальный профиль корпуса корабля, имевший своеобразные «бульбообразные» обводы (особая конструкция носа корабля получила в дальнейшем название Бульб Юркевича). Опытные испытания модели в гамбургском бассейне подтвердили высокие ходовые качества конструкции. Из более чем 20 представленных вариантов проект Юркевича оказался лучшим и был положен в основу при создании теплохода «Нормандия» с дизелями Аршаулова. Построенный в начале 1930-х годов, этот лайнер стал одним из самых больших, быстроходных и комфортабельных судов. После первого рейса в 1935 году лайнер стал обладателем приза «Голубая лента Атлантики», установив рекорды наименьшей продолжительности перехода и наивысшей средней скорости — 4 дня и 3 часа. После успеха «Нормандии» Юркевич основал собственное проектировочное бюро, разрабатывал корпуса морских судов. В 1937 году переехал в США. В 1941 году получил американское гражданство. Работал техническим консультантом Управления морского флота США (с 1940). Преподавал в Мичиганском университете и в Массачусетском технологическом институте. Возглавлял Союз русских морских инженеров в эмиграции. 

 

Юркевич Владимир Иванович

Линкор "Нормандия"

Это лишь малая часть "золотых умов", чья жизнь была связана с нашей малой родиной, чернским краем! Людей, на которых может равняться молодое поколение!

Зайцева Наталья