Ваш ребенок – эгоист?
- 02.02.2024 11:30
- Фото: "Заря. Чернский район"
Педагог-психолог Чернского отделения помощи семье и детям социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Любовь Прохорова дает рекомендации нашим читателям.
Детский эгоизм – абсолютно нормальное и, главное, общее явление. Ребенок рождается с генетически заданной задачей – выжить в этом мире. До года ребенок занят обеспечением своего комфорта и громко извещает нас, если этот комфорт нарушен: если он голоден, намок или неудобно лежит, мы узнаем об этом сразу. Мы терпеливо за ним ухаживаем, даже не думая обвинить его в эгоизме, хотя он живет только для себя за счет других – нас.
С года до двух лет ребенок адаптируется в мире: начинает ходить, говорить, осваивать многие навыки. Он – в центре внимания семьи, вокруг него все вертится, но никто не называет его эгоистом. От двух до трех лет самое главное для малыша – игра. Он готов отказаться от еды, удобств, и спать его можно уложить только с полюбившейся игрушкой. И это тоже нормальный возрастной эгоизм.
С трех лет ребенок начинает осознавать свое «я». Он получает свой собственный опыт жизни в отношениях с людьми. Опыт этот может быть и положительным, и отрицательным. Удовлетворение прихотей и капризов, задаривание игрушками, потакание всем желаниям постепенно воспитывают домашнего тирана.
С возрастом растут требования, вымогательство становится чертой личности, а привычка думать только о себе порождает душевную черствость. Эгоизм имеет и еще более тяжелые последствия, причем не только для окружающих, но и для самого эгоиста, принимая форму эгоцентризма.
Существует мнение, что единственный ребенок в семье обязательно вырастает эгоистом. Не обязательно. Но родительского труда потребуется значительно больше, чем в многодетной семье, где проблема эгоизма практически не возникает.
Что делать, если вы уже заметили признаки эгоизма у своего ребенка или хотите предотвратить их? Вот несколько советов:
· Снимите мелочную опеку с ребенка (разбудить утром, чтобы не проспал; напомнить о необходимых делах; сидеть рядом при выполнении уроков; обслуживать за едой и после и т.п.).
· Дайте ребенку возможность получить отрицательный опыт его действий или бездействия (без опасности для жизни). Дайте возможность самостоятельного выбора и принятия решений. Этот опыт ребенку действительно более ценен, чем навязываемое вами готовое решение.
· Приучайте его к посильной помощи дома, к деланию для всех, а не только для самообслуживания.
· Интересуйтесь не только делами ребенка, но и успехами его друзей. Поощряйте его позитивные оценки в адрес друзей.
· Расширяйте социальную среду ребенка, учите его жить в ней.
Самый же действенный и надежный способ избежать формирования ненужного качества или черты личности ребенка – воспитать в нем противоположное качество. Эгоизму противостоит альтруизм.
Любовь ПРОХОРОВА, педагог-психолог отделения помощи семье и детям п.Чернь