
Фото: "Заря. Чернский район"
Педагог-психолог Чернского отделения помощи семье и детям социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Любовь Прохорова дает рекомендации нашим читателям.
Каждая мама хочет быть идеальной. И в этой гонке за всеобщим одобрением мы, сами того не замечая, рушим отношения с ребенком!
Чтобы ребенок учился лучше других, был самый опрятный, самый воспитанный, самый способный. На корню пресекаем крики, истерики и, чтобы ни каких скандалов в общественных местах. Бубним, как заевшая пластинка: Не кричи! Не бегай! Стой смирно!
Хотим, чтобы ребенок был послушный, тихий, удобный! А когда наши ожидания не оправдываются, мы закипаем и не можем сдержаться. Знакомо?
Как бы не старались быть идеальными – не получается. Ты для них всё делаешь, а они не ценят, воспринимают как должное. Еще и обвиняют, переговариваются, доводят до слез.
Взрослые кричат, часто лишают детей гаджетов или интернета, ругаются. Потом долго корят себя за всё, обещают себе и ребенку, что это был последний раз.
Но все повторяется снова и снова. Мы боимся быть неидеальными. Боимся, что ребенок будет слишком громкий, слишком активный, придет в школу лохматый, в мятой одежде, с невыученными уроками. Боимся, что нас будут осуждать и критиковать соседи, знакомые. Все эти переживания заставляют еще больше лезть в жизнь ребенка и контролировать.
«Садись за уроки, читай внимательнее! Дай-ка портфель, проверю, что ты там насобирал. Что ты копаешься, давай быстрее. Нет, в этой кофте ты не пойдешь. Ну, кто так убирается, ничего сделать нормально не можешь!..»
Знаете, что считывает в этот момент ребенок? Чтобы я ни делал, маме не угодишь – так зачем стараться? Я ни на что не способен! Родители постоянно делают мне замечания и ругают меня! Я всегда виноват!
В результате такой ребенок плотно зависает в гаджетах – в играх он может проявить себя и все контролировать сам. А в реальной жизни нет! А потом он ничем не интересуется, забывает про учебу, потому что пропадает желание изучать новый материал; отказывается от новых дел, боясь сделать что то не так и получить вновь наказание или услышать оскорбление. Такому ребёнку необходимо спокойным голосом напоминать, подсказывать, отрывать от гаджета. Ребёнок в ответ огрызается, скандалит, закатывает истерики. Идеальный мир рухнул. Вы с ребенком оказались по разные стороны баррикад.
Тотальный контроль над жизнью ребенка ведет к отчуждению, обманам и безответственности, апатии и унынию.
Управление эмоциями формирует у ребенка ответственность и самоконтроль, повышает самооценку и сближает родителей с детьми. Дети учатся справляться с трудностями и не боятся их.
Идеальных мам не бывает, как и идеальных детей. Но каждая семья заслуживает жить в гармонии и уважении. Без конфликтов, обид и недопонимания!