Сотрудники Чернского музея рассказали про православный праздник
- 28.08.2023 17:05
- Фотографии из фондов Чернского районного историко-краеведческого музея имени Н.А.Вознесенского © Чернский районный историко-краеведческий музей им. Н. А. Вознесенского
28 августа Святая Православная Церковь отмечает один из двунадесятых праздников - Успение Пресвятой Богородицы. Этот день не один век очень любим у нашего народа. И совсем не случайно многие православные храмы освящались в честь Успения. Были такие храмы и в Чернском уезде.
Успенский храм в уездном городе Чернь был построен в 1794 году. "Приход этой церкви состоит из части города и частей Казачьей пригородной слободы и деревни Крестовых выселок. Всего населения в приходе 353 м. п. и 366 ж. п. Приход Успенский получил происхождение сравнительно недавно, в конце XVIII столетия или начале XIX столетия, со времени построения настоящего храма в 1794 году. До этого времени приход назывался Никольским по своему храму во имя Святителя Николая, находившемуся в пригородной Казачьей слободе. И до настоящего времени приход Успенской церкви больше известен в народе под именем Никольского. Когда и кем был построен прежний Никольский храм неизвестно, известно только то, что он был деревянный. Существовавший же каменный храм, во имя Успения Божьей Матери с такою же колокольнею, был построен в 1794 году иждивением чернских купцов братьев Ст. и А. Васильевых. В трапезной церкви Успенского храма два придела: во имя Святителя Николая с правой стороны и во имя Святителей Московских Петра, Алексея и Ионы с левой. Алтарь во имя Святителя Николая самый ранний по своему устройству, он был освящен в 1800 году; храм же был освящен в 1815 году, а придел во имя трех Московских святителей был окончательно устроен только лишь в 1840 году. Существенных перемен в храме со времени его построения, за исключения замены старого иконостаса новым в приделе Святителя Николая Чудотворца в 1836 году, не было. Особенно чтимы иконы в храме: резное деревянное изображение Спасителя в терновом венце, сидящего на престоле, и деревянная икона Святителя Николая. Причт состоит из священника и псаломщика"
/П.Н.Малицкий "Приходы и церкви Тульской Епархии", Тула, 1895 г./
Успенский храм был и в селе Никольское-Вяземское (Брадинское), родовой усадьбе Толстых.
"Приход этого села занимает довольно неровную, частью гористую, частью низменную местность, при впадении реки Роски в реку Чернь. Он находится в расстоянии 110 верст от Тулы и в 17 верст от Черни, 15 верст от Мценска Орловской губернии. Из трех названий прихода Брадинское самое древнее. По местному преданию, оно происходит от слова брод и усвоено селу в несколько изменённой в народном произношении форме потому, что самый древний храм в приходе находился в четырех верстах от настоящего храма, неподалеку от того места, где речку Чернь переходили и переезжали вброд. С 1830 года к названию Брадинское, как видно из церковных документов, стало прибавляться название Никольское. Естественнее всего предположить происхождение этого названия от храма, но в указанное время в с. Брадинском не было ни храма, ни придела во имя Святителя Николая. А потому народное сказание о происхождении этого названия заслуживает внимания. По народному преданию, название это усвоено селу по следующему событию. В реке Чернь, в том месте, переезжали ее вброд, и была найдена икона Святителя Николая, к которой, как чудотворной, отнеслась народная вера. Эта икона и дала новое название приходу. Название же Вяземского происходит от фамилии князей Вяземских, живших в приходе. В настоящее время общеупотребительное название села Никольско-Вяземское; название же Брадинского сохраняется только в церковных документах. Время образования прихода с. Никольско–Вяземского не известно. В настоящее время приход, кроме самого села, состоит из деревень Плотицына, Александровки или Протасовки, Сенникова, Сидоровой и Круглой Поляны. Всего населения в приходе 1039 мужского пола и 1075 женского пола. До 1824 года в приходе существовал деревянный храм во имя Успения Божьей Матери, построенный не известно когда и кем. В указанном году храм этот сгорел. В течение 12 лет приход оставался без храма: богослужения совершались причтом в храме соседнего с. Бобрики. В 1836 году на средства графа Николая Ильича Толстого и прихожан построен настоящий каменный храм во имя Успения Божьей Матери, но без колокольни. В 1869 году начаты постройкой каменная колокольня и теплый придел во имя Святителя Николая на средства церковного старосты гвардии подпоручика Н.Н. Волкова и прихожан. Но, за недостатком средств, постройка эта была приведена к концу только в 1884 году. Причт состоит из трех лиц: священника, дьякона и псаломщика. В приходе имеется церковно-приходская школа". /П.Н.Малицкий "Приходы и церкви Тульской Епархии", Тула, 1895 г./
В селе Успенское-Лужны также был освящён храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.
"Село занимает возвышенное местоположение на реке Роске, в 110 верстах от Тулы и в 15 от Черни. Название этого села происходит – первое от приходского храма во имя Успения Божьей Матери – второе от слова Лужи или Лужены, так назывались в селе сажелки при реке. Небольшая по своему объему, с грязною водою, она скорее походила на лужи, чем на сажелки. Отсюда и название села Лужны. Время возникновения прихода не известно, но судя по тому, что настоящий приходской храм его уже третий по счету, приход этот довольно давний по своему образованию. В настоящее время в состав прихода, кроме самого села, входят сельцо Сторжевое, Петровское, Нагаево, деревня Хутор, Александровка и Шаталовские выселки. Всех прихожан 845 мужского пола и 893 женского пола. В с. Лужнах преемственно существовало два деревянных храма, оба во имя Успения Божьей Матери. О первом из них сохранилось народное предание, что он уничтожен был пожаром и занимал место в 5 верстах от Лужен, в полуверсте от нынешней деревни Коженки. Народное предание о месте первого храма находит и фактическое подтверждение, место где находился храм с кладбищем, и до сего времени называется могильником, и здесь сохранились камни с изображением креста. Второй храм был построен в 1799 году на средства помещика сельца Сторожевого Андрея Ивановича Журавлева. К 1877 году храм этот крайне обветшал и вместо него, на средства помещика с. Лужен Парфения Александровича Лаврова, на новом месте был заложен каменный храм в то же наименование, законченный постройкой в 1884 году. Главный иконостас храма устроен на средства помещицы Ефросиньи Сергеевны Глотовой. Придельные алтари храма с правой стороны, во имя Всех Святых, устроен в 1879 году на средства храмоздателя, с левой во имя Святого Николая Чудотворца, устроен в 1880 году на средства Николая Филипповича Глотова. Из особо чтимых святынь храма – иконы Спасителя и Успения Божьей Матери. Икона Спасителя, как видно из надписи на ней, списана в 1608 году с чудотворной иконы Спасителя, находящейся в городе Вологде, в храме Спаса Обыденного. Причт состоит из священника, дьякона и псаломщика. Церковной земли имелось 31 десятина. Почва частью черноземная, частью глинистая. При церкви с 1886 года существует церковно-приходское училище.
Наталья ЗАЙЦЕВА