• zarya.chern@tularegion.org
  • 301090, Тульская область, п. Чернь,
    ул. К.Маркса, д. 31.
  • +7 (48756) 2-13-70+7-953-198-34-65
 
Покаяния отверзи  ми двери, Жизнодавче! 06.04.2014 07:51:00

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!

Покаяния отверзи  ми двери, Жизнодавче!Однажды к некоему старцу пришли посетители и застали его за работой в огороде. На вопрос «Чем он занят?» старец ответил: «Я исповедую свои грядки». Свои слова удивленным вопрошателям он объяснил так: «Земля, на которой я посеял овощи, очень каменистая, сухая, сплошь в сорняках. Но когда я пропалываю мои грядки, удаляю камни и колючки, взрыхляю твердую почву, то она скоро даёт очень вкусный и обильный урожай».
Покаяние есть Таинство, в котором кающийся в своих трехах, при видимом получении прощения от священника, невидимо освобождается от этих грехов Самим Господом Иисусом Христом. Известно, что это Таинство имеет Божественное установление. Апостолам, а через них епископам и священникам, по преемству благодати, Господь Иисус Христос дает власть принимать покаяние людей и отпускать грехи: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:22-23).
По Своему неизреченному Милосердию Господь не желает, чтобы, впавшие в грехи люди, погибли, но хочет, чтобы все спаслись и имели жизнь вечную. Ещё к Адаму в Раю после грехопадения был обращен призыв покаяться. «И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: Адам, где ты?» (Быт 3,9) – сообщает нам Священное Писание. Принципиально, что призыв к покаянию звучит как вопрос о том, осознает ли человек то состояние, в котором оказался вследствие нарушения Заповеди Божией.
Можно с уверенностью сказать, если бы не помрачился грехом ум Адама, он осознал бы свое бедственное положение и не сваливал бы ответственность на Еву и Самого Творца, а умолял бы Бога о прощении и был бы прощен.
Но оказалось, что Адаму, а через него всему роду человеческому необходимо время для осознания необходимости покаяния. История человеческого рода от изгнания из Рая до конца времен – это путь покаяния, которым идет человек. Подлинное покаяние обязательно подразумевает сожаление человека о содеянных грехах, слезное, достигающее самой глубины сердца сокрушение об ошибках, ощущение боли души от греховных ран и твердая решимость порвать с грехом, не повторять его. Такая настроенность человека, выраженная в раскрытии своего состояния пред Богом в присутствии священника, называется исповедью.
Человек может примириться с ближними, вернуть украденное, признаться в неправде... Но окончательное освобождение из плена зла возможно лишь с помощью Божественной. Всякий грех, соделанный даже в тайне человеческих помыслов, в конечном итоге восходит к самым Небесам. Душа человека, помрачившись грехом, делается противницей любви Божией. Делаясь отлученной от Бога, душа оказывается во власти тьмы. Потому и освобождение от греха невозможно без примирения с Богом, без мольбы ко Господу о прощении.
Часто люди успокаивают себя в том, что не ходят на исповедь в церковь тем, что им известны примеры, как их знакомые регулярно исповедуются, а потом вновь и вновь повторяют те же самые грехи. На это следует заметить, с одной стороны, действенность покаяния, а следовательно, и степень освобождённости от греха во многом зависит от глубины раскаяния человека, от решимости изменить свою жизнь да и вообще от нравственных и духовных сил человека.
С другой, от масштаба поврежденности тем грехом, которым страдает человек, от того, насколько неправда, леность, похоть, гордость и другие грехи покорили себе обстоятельства и уклад его жизни. Согласитесь, одно дело расстаться с украденным кошельком, и совсем другое – с неправедно нажитым имением. С третьей стороны, необходимо помнить, что всякий раз благодать Божия ослабляет течение греховной болезни. Подобно медицинским лекарствам, постепенно возвращает человеку здравие. В определенном смысле исповедь можно сравнить с прополкой грядки. Хотя огородник и знает, что сорняки через некоторое время вновь появятся, однако он из-за этого не перестает вновь и вновь вырывать их из земли.
Покайтеся! Отвергните от себя не только явные грехи: убийство, грабительство, блуд, клевету, ложь, но и пагубные развлечения, и наслаждения плотские, и мечтания преступные, и помышления беззаконные – все-все, воспрещаемое Евангелием. Прежнюю и греховную жизнь омойте слезами искреннего раскаяния.
Вот это путь покаяния: войти в себя, встать перед Богом, увидеть себя осужденным, не заслуживающим ни прощения, ни милости, и вместо того, чтобы, как Каин, бежать от лица Бога, обернуться к Нему и сказать: Верую, Господи, в Твою любовь, верую в Крест Сына Твоего, – верую, помоги моему неверию!.. И затем идти путем Христовым: все принять от руки Божией, из всего принести плод покаяния и плод любви, и первым делом брата нашего простить, брата нашего, не ожидая его исправления, понести, как крест, распяться, если нужно, на нем, чтобы иметь власть, подобно Христу, сказать: Прости им, Отче, они не знают, что творят... И тогда Сам Господь, Который сказал нам: Какой мерой вы мерите, и вам возмерится... прощайте, как Отец ваш Небесный прощает, – Он в долгу не останется: простит, исправит, спасет и уже на земле, как святым, даст нам радость небесную. И из глубины души воззовем к Богу: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего!».
Иерей Николай Сливка,
настоятель Свято-Покровского храма пос. Чернь


Возврат к списку

Написать в редакцию