• zarya.chern@tularegion.org
  • 301090, Тульская область, п. Чернь,
    ул. К.Маркса, д. 31.
  • +7 (48756) 2-13-70+7-953-198-34-65
 
17.05.2013 08:25:00

Значение сказки в жизни ребенка

Многим детям (с этим я столкнулась в своей практике) родители не читают сказки. А ведь чтение сказок так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебство, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Действительно, в каждой сказке есть жизненный урок для ребенка. Тем более, что сказка полна чудес и неожиданностей, а это так близко мироощущению ребенка. Поэтому именно через сказки дети быстрее и с большим интересом усваивают нормы, правила и традиции.
Сказка обращена к чистому детскому началу каждого человека. Дети склонны одушевлять явления природы, наделять человеческими свойствами животных и растения. Поэтому они легко понимают и принимают язык сказок. Слушая сказку, ребенок неосознанно в своем воображении сливается с героями, если они ему симпатичны: вместе с ними проявляет доброту и благородство, рискует собой ради других, совершает подвиги, становится смелым, верным, справедливым. Сказки передают нравственные понятия и чувства ребенку не в виде голой морали или нудной проповеди, а в ясной по смыслу и одновременно захватывающей форме.
Дети по многу раз любят слушать одни и те же сказки, так как их интересует не столько сюжет, сколько нравственная сила героя. Если ребенок требует еще и еще читать ему одну и ту же сказку, тогда перед очередным прочтением попросите его пересказать ее. Такие задачи можно ставить уже четырехлетнему ребенку. То, что вы услышите, – это шедевр! Пересказывание сказки является сильным упражнением по развитию речи. Если ребенок в 5-6 лет может самостоятельно воспроизвести сказку, то никто никогда не сделает вам упрека по поводу его слабого развития!
Отвечая на вопрос: «Как правильно читать ребенку сказку?», мы считаем, что, в первую очередь, читать нужно с удовольствием, эмоционально и, по возможности, по ролям, изменяя голос в зависимости от персонажа, тогда ребенок получит больше пользы от народного творчества. Дети обожают слушать сказки на ночь, поэтому перед сном ребенку читают сказку, чтобы он успокоился. Но не так: вы читаете сказку, а у него в одной руке банан, а в другой – бантик для кошки. Посадите его на диван, пусть успокоится, и только тогда читайте сказку. Те родители, которые утверждают, что их ребенок не может успокоиться и, наоборот, начинает прыгать от встречи со сказкой, скорее всего, очень мало читают детям (отсюда такая реакция).
Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются – на языке детской фантазии и воображения, на языке СКАЗКИ.
Если у вас самих есть хоть небольшая творческая жилка, вы можете сами попробовать сочинить для ребенка сказку с той моралью, которую хотите донести до вашего малыша. А еще вы можете легко выяснить, что тревожит вашего ребенка. Для этого вам вместе с ним нужно сочинить сказочную историю, которая может начинаться со слов: «Жил-был один мальчик (девочка), похожий(ая) на тебя...» Вы увидите, что ваш ребенок может стать на удивление открытым, когда он расскажет о том, что беспокоит и тревожит его сказочного героя.
Такие сказочные истории позволяют ребенку почувствовать, что он не одинок в своих страхах и переживаниях, что другие дети или его любимые сказочные герои испытывают то же самое. Это оказывает успокаивающее воздействие и избавляет ребенка от комплекса неполноценности, укрепляет в нем уверенность в себе и помогает бороться с трудностями.
Дорогие папы и мамы, дедушки и бабушки! Не забывайте читать детям и внукам сказки, откройте для них этот удивительный мир. И помните, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка.
Е. КУЗНЕЦОВА,
педагог-психолог Центра «Гармония»


Возврат к списку

Написать в редакцию