301090, Тульская область,
п. Чернь, ул. К.Маркса, д. 31.
+7 (48756) 2-13-70
+7-953-198-34-65
  • zarya.chern@tularegion.org
  • 301090, Тульская область,
    п. Чернь, ул. К.Маркса, д. 31.
  • +7 (48756) 2-13-70
    +7-953-198-34-65
20.06.2022 09:48:00

Выставка одного экспоната прошла в Чернском музее

Подпоясанного человека «бес боится», - так говорили в старину.  Еще в начале 20 столетия пояс был неотъемлемой частью русской одежды: повседневной, праздничной, ритуальной. Самые разнообразные узорные пояса носили в будни и праздничные дни, взрослые и дети, мужчины и женщины. Женщины носили пояс на талии поверх фартука, либо под грудью. Мужчины - высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая его вокруг стана не менее двух раз. Завязывался пояс узлом спереди или сбоку, чтобы концы свешивались на 20-40 см и более. Способ навязывания поясов, обозначал их длину, которая варьировалась от 1,5 до 4 м, отдельные пояса достигали 5-6 м. Ширина поясов тоже была различна, обычно повседневную рубаху подпоясывали тонким полувершковым поясом или вервью (специально сплетенная из льна веревка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с обереговой символикой поясом, а ритуальную рубаху широким поясом.

                                                        

                                    Опоясок из фондов Чернского музея

Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность к деяниям и способность эти деяния осуществить. Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение общепринятых норм поведения. По сей день негативное значение имеют слова «распоясаться, поясничать и т.д.». Пояс как часть одежды человека, принимающая форму круга, повсеместно употреблялся в качестве оберега. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т.д.

 Считалось, что с помощью пояса устанавливается связь между своим и чужим пространством, старым и новым домом. Когда девица была готова выйти замуж за молодца, которого ей сватали, она дарила ему поясок. Магические свойства пояса, скрепляющего союз молодых, использовался в свадебном обряде: поясом обвязывали жениха и невесту, тем самым соединяя их в одно целое. Пояса дарились музыкантам на свадьбе, родичам жениха и гостям. Входя после свадьбы в хату жениха, невеста кидала поясок на печь, тем самым показывая домовому, что она новая хозяйка. Подметая хату, завязывала поясок на венике.  Поясом связывали первый сноп урожая. При первом выгоне скота в поле было принято расстилать в воротах пояс, чаще красный. Его также привязывали к рогам коровы, клали к пастухам в сумки. Первую борозду вели коня за пояс. При покупке скота его вводили в новый дом через пояс да приговаривали: «забывай старого хозяина, привыкай к новому».

 Считалось, пояс - это источник жизненной силы. Он имеет оздоравливающие и оплодотворяющие свойства. Наши предки были уверены, что пояс защищает человека от негативных влияний из вне: порчи, сглаза, дурных пожеланий и т.д. Для изготовления поясов использовались различные способы и техники. Наиболее красочными и разнообразными орнаментами отличаются бранные пояса, тканные на ниту, бердо или сволочку.

                                 

Подготовила Инна Стрелкова

Информация из открытых источников

Фото из фондов Чернского музея


Выставка одного экспоната прошла в Чернском музее

Возврат к списку

Написать в редакцию