301090, Тульская область,
п. Чернь, ул. К.Маркса, д. 31.
+7 (48756) 2-13-70
+7-953-198-34-65
  • zarya.chern@tularegion.org
  • 301090, Тульская область,
    п. Чернь, ул. К.Маркса, д. 31.
  • +7 (48756) 2-13-70
    +7-953-198-34-65
02.02.2011 10:14:48

Речевые дефекты исправлять вовремя

В последние годы значительно возросло количество детей с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них – овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение становятся не целью, а средством получения знаний учащимися.
Психологами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у неуспевающих детей гораздо ниже нормы, что вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и чтение, как правило, становится механическим, без понимания материала. Таким детям трудно овладевать учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.
Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость ведения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду очевидна сегодня для всех.
Небольшие отклонения в речевом развитии ребенка в дошкольном возрасте обычно не беспокоят родителей и даже не замечаются многими из них. Но дело резко меняется с началом школьного обучения, когда к речи детей начинают предъявлять повышенные требования. Поэтому дети с отставанием (пусть небольшим) в речевом развитии сразу выделяются уже на самых первых этапах обучения их чтению и письму. Многие из них с большим трудом овладевают этими сложными процессами, а в дальнейшем пишут со множеством специфических ошибок, которые не удается преодолеть обычными школьными методами. Знание грамматических правил здесь не помогает, к тому же ребенок как бы «не умеет» эти правила применять. Все это ставит в затруднительное положение не только родителей, но и педагогов.
Научить правильной речи и преодолеть ее недостатки лучше всего в дошкольном возрасте, которые наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создает благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития будущего школьника.
Необходимый объем помощи ребенку-логопату зависит от характера диагноза. Некоторые нарушения исчезают с возрастом, часть из них может быть устранена при незначительной помощи логопеда в работе с родителями. Дети с наиболее тяжелыми нарушениями речи нуждаются в продолжительной систематической помощи логопеда. В одних случаях преодоление дефектов речи длится около двух месяцев, в других приходится упорно преодолевать речевые трудности ребенка в течение четырех-шести месяцев, с обязательной неукоснительной помощью со стороны родителей, выполняющих домашние задания логопеда. Более сложные речевые нарушения требуют длительного коррекционного воздействия. Своевременно не выявленные и не устраненные речевые нарушения закрепляются и становятся стойкими.
Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.
Нарушения речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и взрослых. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Но они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанного коррекционного воздействия. Многолетняя практика и результаты логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми-логопатами можно и необходимо. Все речевые дефекты, если их вовремя не исправить, ведут не только к трудностям в общении с окружающими, но и к возникновению у детей закомплексованности, мешают им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Т. СМОРОДИНА

Возврат к списку

Написать в редакцию