Психологическая травма ищет повторения
Педагог-психолог Чернского отделения помощи семье и детям социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Любовь Прохорова дает рекомендации нашим читателям.
Психотравма – это испытанный во внутриутробном, детском, подростковом или взрослом возрасте сильный эмоциональный стресс, негативно повлиявший на психическое состояние и дальнейшее развитие человека.
Чем раньше получена психотравма, тем более фундаментально она будет влиять на вашу дальнейшую жизнь.
Конечно, невозможно прожить жизнь без эмоциональных потрясений, поэтому, каждый из нас в той или иной степени испытывал сильный наплыв негативных эмоций в связи с травмирующей психику ситуацией.
Часто токсичность передается в семье из поколения в поколение. Например, дети, которых били родители, вырастая, сами становятся жестокими родителями. И тут невольно напрашивается вопрос: разве ты не помнишь, как это больно? Разве ты хочешь, чтобы твой ребенок страдал так же, как ты? Как правило, человек ничего не может на это ответить. Максимум – «Не хочу, но он меня выводит» или «Меня тоже били, и же нормальный!».
Зато у психологии есть более обоснованный и точный ответ — психологическая травма всегда ищет повторения. Подсознание снова и снова проигрывает травму, подбирает «подходящие» ситуации, чтобы человек наконец-то обратил внимание на свою боль, признал и проработал ее.
Повторение бывает двух типов. Очевидное. Человек словно бегает по кругу. Например, девушка, которую в детстве избивал отец, снова и снова встречает мужчин, которые унижают и избивают ее.
Неочевидное. Человек действует от противного, но приходит к тому, от чего убегает. Например, девушка росла с установкой «я ни за что не буду такой, как моя мать», но в итоге все равно становится токсичной мамой для своего ребенка. Ей не хватало внимания и любви матери, поэтому она «душит» любовью и заботой своего ребенка. Как и ее мать, она не прислушивается к потребностям ребенка. В итоге он поднимает бунт и в попытках отвоевать хоть каплю свободы отталкивает мать. Она снова чувствует отвержение – как в детстве. Гиперопека – сестра авторитаризма и другая сторона эмоциональной отстраненности. Травма женщины повторилась: ее отвергают и она отвергает.
И дело не только в том, что подсознание хочет обратить внимание на боль, довести ситуацию до другого финала. Дело еще и в том, что в каждом человеке живет его родитель. Хотим мы того или нет, но мы принимаем в себя образы значимых взрослых из детства. Если ребенка критиковали, унижали, обесценивали, то с большой вероятностью и он в будущем будет критиковать, унижать, обесценивать себя и других. Открыто или завуалировано, осознанно или неосознанно. И это будет продолжаться до тех пор, пока он не разберется в себе, не проработает свои травмы, не избавиться от токсородителя внутри себя и не заменит его другим образом. Здесь не работает принцип «само пройдет». Травму нельзя перерасти.
