301090, Тульская область,
п. Чернь, ул. К.Маркса, д. 31.
+7 (48756) 2-13-70
+7-953-198-34-65
  • zarya.chern@tularegion.org
  • 301090, Тульская область,
    п. Чернь, ул. К.Маркса, д. 31.
  • +7 (48756) 2-13-70
    +7-953-198-34-65
10.04.2022 09:16:00

Подготовка к школе

Педагог-психолог Чернского отделения помощи семье и детям социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Любовь Прохорова дает рекомендации читателям.

Первые ассоциации, которые возникают у большинства родителей при слове «образование», – это школа, гимназия, вуз. Но на самом деле образование человека начинается задолго до школы, в семье.

Непонимание закономерностей развития, следование многим вредным стереотипам толкают родителей на действия в отношении своих детей. И это вместо пользы приносит непоправимый вред их развитию.

Типичными стереотипами такого рода сегодня являются следующие:
* ребёнок должен пойти в школу читающим и желательно бегло;
* чем раньше научить ребёнка буквам, тем лучше;
* желательно, чтобы ребёнок овладел до школы теми математическими операциями, которые предусмотрены программой хотя бы первого класса;
* желательно, чтобы ребёнок до школы научился писать прописью или, на худой конец, печатными буквами;
* и вообще, ребёнок должен знать, что школа – это очень серьёзно.

В результате таких стереотипов в школу приходят дети, владеющие определёнными навыками, но психологически неспособные именно «образовываться».

Не удивит ли вас тот факт, что именно дети, «подготовленные к школе», то есть, лучше других читающие и пишущие, послушно выполняющие все требования учителя, способные заниматься по программе повышенной сложности, показывают самую высокую тревожность, страдают соматическими отклонениями, ослаблены нервно и физически…

Цена, которую платят дети за «хорошую готовность к школе», – это или неизбежная апатия, резкое падение интереса ко всему, связанному со школой (что у некоторых детей наступает уже в первом классе!), или психологическое (а часто и физическое) нездоровье, то есть, неуверенность в себе, страхи, несамостоятельность мышления, инфантильная зависимость от взрослого. Рано или поздно это выливается в два вида поведения: либо вялое, пассивное, зависимое, либо расторможенное, чрезмерно подвижное, агрессивное.

До 7-8 лет ребёнок ещё не созрел для того, чтобы организованное учение стало главным источником его интеллектуального развития. Школьное обучение является отвлечённым, абстрактным, к такому обучению человек не готов до 9-10 лет. У дошкольника главным для развития его головы и души является естественное научение в ИГРЕ.

Если ребёнок живёт в семье, где взрослые не пытаются передать ему то, что знают и умеют сами, а дают ему возможность удовлетворить собственный интерес, у ребёнка формируется познавательная мотивация, а говоря проще, он постепенно, годам к 7-8 начинает испытывать удовольствие от самого процесса познания. И желание узнать, научиться, решить становится не побочным результатом игры, а новой самостоятельной деятельностью.

Именно это и является показателем подлинной готовности к школьному обучению. Такой ребёнок придёт в школу не потому, что всем надо туда идти в 7 лет, и не потому, что ему купят красивый ранец и яркие тетради, и не затем, чтобы учительница ставила ему в дневник «пятёрки», а потому, что там он узнает много нового, там будет много трудностей, а их так интересно преодолевать.

Помогите своему ребенку не бояться трудностей, верить в себя, видеть проблемы, ставить вопросы, искать на них ответы – тогда на вопрос, вынесенный в заглавие статьи, ваша семья ответит положительно.

Подготовка к школе

Возврат к списку

Написать в редакцию