• zarya.chern@tularegion.org
  • 301090, Тульская область, п. Чернь,
    ул. К.Маркса, д. 31.
  • +7 (48756) 2-13-70+7-953-198-34-65
 
О подростковой самостоятельности 22.01.2022 10:32:00

О подростковой самостоятельности

Самостоятельность предполагает полную ответственность за себя и посильную за жизнь семьи. Часто подросток стремится к ответственности только там, где она ему выгодна. Ваша же задача научиться делиться своей ответственностью с ним и в других «маловыгодных», на первый взгляд, областях; помочь ему понять, что всё, что происходит в его жизни и в жизни семьи, происходит теперь не только благодаря вам или по вашей вине, как это было в раннем детстве, но и благодаря/вопреки его действиям.

Обычно самостоятельным называют человека, который имеет хорошие навыки самоорганизации, сам умеет определять границы своих возможностей и просить необходимую помощь, ставить цели в различных жизненных сферах и добиваться их, справляться с трудностями и принимать решения в важных ситуациях, более дисциплинирован, имеет достаточно стабильное представление о себе.

Одной из наиболее характерных особенностей подростка, связанной с ростом его самосознания, является ярко выраженное стремление к самостоятельности, стремление показать свою «взрослость», наличие своеобразного «чувства взрослости».

Для того чтобы повзрослеть, ему необходимо научиться справляться с ответственностью за себя и последствия своих действий, поэтому освободите ребенка от вашей чрезмерной опеки и дайте ему столько ответственности, сколько он в состоянии взять на себя. Многие родители не могут видеть, как их чадо совершает ошибки, поэтому стремятся все решать за него, что приводит к инфантильности и полной беспомощности во взрослой жизни, где каждый день нужно принимать решения и самостоятельно за них отвечать. Подросток нуждается в вашем признании, понимании и доверии: дайте ему возможность ошибаться и самому исправлять свои ошибки.

Пять причин, почему подросток не самостоятелен: страх сделать ошибку и превратиться в насмешку в глазах друзей, родственников; боязнь последствий, ведь в подростке еще живут детские правила: поступил неправильно – будешь наказан; страх неизведанного: неправильно принятое решение может круто изменить жизнь, уйдут друзья, поменяется привычный уклад; нехватка опыта – возможно главная причина: подросток попросту не понимает сути проблемы выбора и не в состоянии ее решить сам; лень – производное от слабой жизненной мотивации: подростку незачем делать выбор, он привык, что все сделают за него.

Не стоит сразу снимать свой контроль и поручать подростку множество разных обязанностей: нагрузку ответственности нужно давать очень постепенно и порционно, чтобы это имело полезный результат. Обсудите с подростком, что он может начать выполнять сам и выберите для начала что-то одно. Здорово, если это будет что-то полезное для всей семьи, чтобы ребенок мог почувствовать свою значимость и полезность.

Надо организовать такое дело (дела), которое позволит добиться подростку даже небольшого успеха. Это прибавит веры в его силы, увеличит их. Родителям необходимо научить подростка самостоятельно делать выбор и брать ответственность на себя, активно делегировать и определить его персональную зону ответственности в семье. Необходимо поддерживать успехи и первые самостоятельные шаги, делая акцент на положительной мотивации, а не на возможных санкциях и ограничениях прав.



Возврат к списку

Написать в редакцию