• zarya.chern@tularegion.org
  • 301090, Тульская область, п. Чернь,
    ул. К.Маркса, д. 31.
  • +7 (48756) 2-13-70+7-953-198-34-65
 
Конфликты подростков и родителей. Что делать? 29.11.2019 17:42:00

Конфликты подростков и родителей. Что делать?

Известно, что конфликт ребенок – родитель часто накладывает отпечаток на все дальнейшие взаимоотношения родителей и уже взрослых детей. Основные причины конфликтов родителей и детей – это взаимное непонимание и обиды. А поиски виновных в конфликтной ситуации часто приводят только к ее обострению. 

Подростки больше живут на эмоциях, чем на рациональном понимании ситуации. А взрослые – на то и взрослые, что лучше себя способны контролировать.  

Существует несколько основных правил поведения в конфликтной ситуации, которые необходимо соблюдать, разумеется, если вы хотите ее разрешить или хотя бы сгладить. 

Не переходите на личность. Мы часто в конфликтах оцениваем личность человека, а не его конкретные действия. Подростки особенно к этому чувствительны. Как только мы задеваем личность, так сразу же срабатывают механизмы психологической защиты. Поэтому необходимо исключить оценочные слова, задевающие личность подростка. Оценивать следует только поступки или их результаты. Причем не обращаться к прошлому, а зафиксировать ситуацию в настоящем времени и перейти к решению вопроса в будущем. 

Конкретность. Необходимо избегать обобщений, полностью исключить слова: ты постоянно..., ты все время..., ты каждый раз... и т.п. Использование в сочетании с переходом на личность может сыграть роль внушения, закрепления каких-то негативных качеств на всю жизнь. И уже взрослый человек живет с чувством обиды на родителей или воспроизводит те самые негативные характеристики, которыми его «наградили» родители.

Всегда обсуждайте с подростком только то, что произошло «здесь и сейчас». Не надо вспоминать прошлое или прогнозировать далекое будущее, этим вы только подольете масло в пламя конфликта. 

Понятность. Старайтесь говорить с подростком на понятном ему языке. Взрослые часто это правило не соблюдают, используя слова и выражения, которые могут быть непонятны или иметь неоднозначный смысл.

Передавайте свои чувства и эмоции. Никогда не пытайтесь решить конфликтную ситуацию на негативных эмоциях. Не имеет смысла, только хуже сделаете. Не можете сразу успокоиться? Так отложите на некоторое время разговор, «придите в себя». Всегда необходима спокойная интонация. Говорите только о своем отношении, чувствах, эмоциях по отношению к конкретной ситуации. 

Старайтесь услышать и понять. Постарайтесь понять интересы и чувства другого, услышать, что до вас хотят донести. Понять – не значит принять или оправдать, но, прежде чем сформировать или высказать свое мнение, надо разобраться в том, что подросток чувствует, переживает или подразумевает. 

Большинство конфликтов родителей и детей происходят из-за нежелания сторон слушать и понимать. Пожалуй, это основное правило в успешном разрешении конфликтов между родителями и подростком, но и самое трудное. «Наша самая большая ошибка в том, что мы не слушаем, чтобы понять. Мы слушаем, чтобы ответить».

Если ваш ребенок-подросток почувствует, что вы на него «наезжаете» или «давите», то это может спровоцировать его уход в защиту – от агрессии до полного игнорирования ваших слов. Не стоит ожидать сиюминутного успеха. Быстрых изменений в человеческих отношений не бывает. Ведь конфликты подростков и родителей имеют свою историю, и подростку нужно время, чтобы перестроиться, отказаться от уже сложившихся стереотипов поведения и эмоциональных реакций.

Любовь Прохорова

фото ya-roditel.ru



Возврат к списку

Написать в редакцию