• zarya.chern@tularegion.org
  • 301090, Тульская область, п. Чернь,
    ул. К.Маркса, д. 31.
  • +7 (48756) 2-13-70+7-953-198-34-65
 
16.11.2013 08:50:00

Как отучить ребенка ябедничать?

Наша шестилетняя дочь постоянно ябедничает на своего младшего брата Андрея, которому только четыре года. Похоже, что она только и ждет, когда Андрей сделает что-то не так, чтобы сказать об этом мне. Я думала, что это пройдет, но вижу, что такое поведение превращается в норму. Как мне остановить его?
Лучшее средство прекратить доносительство – установить правило: не выслушивать сообщение, если оно не направлено на предотвращение беды или вреда.
Доносительство – приобретенный тип поведения, проявляющийся, как правило, у детей дошкольного возраста. Это первый шаг на пути к другому типу раздражающего поведения, присущего всем возрастам, которое называется «злословием».
Обычно доносчик намеревается причинить неприятности другому или же привлечь наше внимание, однако для этого использует социально неприемлемые средства.
Еще одна причина такого поведения среди детей – власть. Осознание того, что ты можешь причинить неприятность брату, сестре или другу – очень мощное средство контроля.
Доносительство обычно приводит к ухудшению отношений между доносчиком и его жертвой и часто становится причиной домашних войн между детьми. Кроме того, сообщаемая таким образом информация редко бывает полезна родителям.
Предлагаем три шага, которые можно использовать как руководство в искоренении доносительства и злословия.
Шаг 1. Объясните разницу между доносом и сообщением.
Рассказать взрослому о том, что кто-то поранился или может попасть в беду, не значит доносить; это ответственный поступок.
В наше время особенно важно, чтобы дети сообщали взрослым, если кто-то в опасности, кому-то угрожают, кто-то испугался или поранился. В этих случаях сообщение направлено не на причинение неприятностей, а, напротив, на предотвращение неприятностей или беды. Во время такой беседы неплохо дать ребенку имена взрослых, к которым он может подойти и рассказать о возможных опасных ситуациях.
Шаг 2. Введите правило «не ябедничать» и обяжите ребенка следовать ему.
Как только ребенок усвоит разницу между доносом и сообщением, введите жесткое правило, запрещающее ябедничать. Лучшие правила имеют простую и ясную формулировку: «Я не стану слушать это, разве что только если кто-то попал в беду» или «Это полезное или бесполезное сообщение?». Часто таких ответов достаточно, чтобы ребенок понял, что вы станете слушать только полезную информацию. Ключ к искоренению доносительства – последовательность в установленной политике каждый раз, когда ребенок ябедничает.
Шаг 3. Научите ребенка справляться с проблемами.
Одна из причин доносительства заключается в том, что дети могут не знать, как справиться с проблемой, поэтому они обращаются к нам, чтобы мы сделали это за них. Спасая каждый раз ребенка, вы не способствуете развитию в нем уверенности в своих силах, поэтому научите его справляться с проблемами самостоятельно, чтобы он мог полагаться на себя.
Научите ребенка простому четырехступенчатому методу решения проблемы.
1. Остановись и спроси себя: «А мое ли это дело?»
2. Подумай: в чем заключается проблема?
3. Варианты: подумай о способах решения проблемы.
4. План: выбери лучший вариант, составь план и следуй ему.
И в заключение. Тщательно проанализируйте свое собственное поведение. Как вы обычно реагируете, когда ребенок ябедничает? Может быть, вы невольно поощряете доносы, обращая внимание и реагируя на малейшую жалобу? Если это так, подумайте об изменении своего поведения. Как правило, лучшая реакция нейтральная: «Гм-м-м-м» или «А-а…». Приглушите свою реакцию и не играйте на руку ребенку.

Л. Иванова


Возврат к списку

Написать в редакцию