301090, Тульская область,
п. Чернь, ул. К.Маркса, д. 31.
+7 (48756) 2-13-70
+7-953-198-34-65
  • zarya.chern@tularegion.org
  • 301090, Тульская область,
    п. Чернь, ул. К.Маркса, д. 31.
  • +7 (48756) 2-13-70
    +7-953-198-34-65
08.05.2022 10:23:00

Бронепоезд «Козьма Минин» защищал Чернь

На станции Чернь находится военный мемориал «Бронепоезд Победы» в память сражавшихся с немецко-фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны, торжественное открытие которого состоялось 5 мая 2010 года. 

Уникальный памятник на колесах был воссоздан по инициативе руководства, территориального комитета профсоюза и Совета ветеранов Тульского отделения Московской железной дороги благодаря поддержке администрации Тульской области, руководства Московской железной дороги, а также денежным пожертвованиям шести тысяч железнодорожников Тульской области, предприятий и организаций. 

Буквально за 4 месяца огромная работа по восстановлению бронепоезда «Козьма Минин» была выполнена. Это дань уважения тем, кто не вернулся с полей той кровавой битвы 1941-1945 гг., кто не дожил до победных весен. 

В решающие дни в Горьковской области железнодорожники строят для фронта два бронепоезда: «Козьма Минин» и «Илья Муромец». Строят в свободное от основной работы время, своими руками, на свои средства. Добровольцами в составе экипажей бронепоездов идут на фронт. Курс: Тула, Горбачево, Скуратово, Чернь, Мценск.

За бронепоездами шла охота. Фашистская авиация выслеживала «Козьму» и «Илью» на станциях, на стоянках. Но плотный заградительный огонь зенитчиков всякий раз остужал пыл немецких асов.

В мае 1942 года восемнадцать «юнкерсов» атаковали станцию Чернь. «Козьма» и «Илья», отстреливаясь и искусно маневрируя, отходили за стрелки, на перегон. Взлетели в воздух штабной, санитарный вагоны.

На другой день немецкое командование передавало по радио: «Вчера на станции Чернь Тульской губернии в результате массированного налета авиации рейха уничтожены советские бронепоезда «Козьма Минин» и «Илья Муромец».

Но той же ночью при разгрузке вражеских эшелонов с войсками и техникой на станции Мценск на них обрушился шквал огня. Два бронепоезда незаметно вышли на огневой рубеж и, нанеся решающий удар, ушли на запасные позиции. Через час дивизион повторил огневой налет. На этот раз по вражеским батареям, раскрывшим себя при первой атаке...

Бронепоезда - стальная крепость на колесах. Мощная боевая техника. Страж железнодорожных узлов и путей, этих артерий войны. Неожиданный огневой налет и надежная оборона - их сила.

Но бронепоезда - это и трудно маскируемая от врага цель, привязанная к рельсам, открытая авиабомбам и снарядам дальнобойной артиллерии.

Благодаря хорошему вооружению «Козьма Минин», к примеру, мог обеспечить большую концентрацию огня и вести прицельную стрельбу до 12 км, то есть круговая зона обстрела доходила до 24 км. Эти особенности бронепоезда хорошо дополнялись возможностью возить с собой большой боезапас.

Для борьбы с авиацией противника на контрольные платформы дополнительно устанавливались крупнокалиберные пулеметы системы ДШК и трехспаренные зенитные пулеметы ПВ-1. Для защиты расчетов от осколков бомб и снарядов вдоль бортов из рельсов и шпал укладывались штабеля.

Камуфляж бронепоезда в летний период - темно- и светло-зеленые с желтизной пятна, зимой - белый.

По инициативе тульского филиала Московской железной дороги был реконструирован бронепоезд «Козьма Минин», который отныне - главная достопримечательностью мемориала «Бронепоезд Победы», расположенного железнодорожной станции Чернь.

По материалам Чернского районного историко-краеведческого музея им. Н.А. Вознесенского

Бронепоезд «Козьма Минин» защищал Чернь

Возврат к списку

Написать в редакцию