В селе Никольском-Вяземском Чернского района была открыта школа по распоряжению Льва Толстого

В селе Никольском-Вяземском Чернского района была открыта школа по распоряжению Льва Толстого

Проблема народного образования волновала Льва Николаевича всю жизнь, еще с ранней молодости. В автобиографическом рассказе «Утро помещика» Толстой определяет цель: «действовать на простой, восприимчивый, неиспорченный класс народа..., избавить его от бедности, дать довольство, передать им образование, которым, по счастью, я пользуюсь, исправить их пороки, порожденные невежеством и суеверием, развивать их нравственность, заставить полюбить добро».

Свою первую школу в Ясной Поляне он открыл в возрасте 20 лет. Она не была оформлена официально, скорее это были занятия молодого помещика с крестьянскими детьми. Школа просуществовала недолго: занятия были прекращены в связи с отъездом Льва Николаевича на Кавказ в 1851 году.

В 1857 году 23 июля в дневнике писателя появилась запись: «Завести у себя школу в деревне для всего околотка и целая деятельность в этом роде». На этот раз к делу подошли серьезно: был написан Устав, выделено помещение и приглашены учителя, в основном студенты.

Оповестили по деревне о намерении «граха», как называли Льва Николаевича, открыть школу, чтобы дети приходили учиться, что школа открывается бесплатная. Открытие едва не сорвалось из- за недоверчивости крестьян, которые решили, что «грах» решил таким образом выслужиться перед царем: ребят выучит и отдаст их в солдаты. Но нашлись такие, которые рассудили: «Что было, то видели, а что будет, то увидим, а учить отдавать ребят надо».

Школа открылась осенью 1859 года. В первый день пришло всего 22 человека, но впоследствии число учеников возросло почти в три раза, некоторых привозили за 50 верст. Школа пользовалась большим успехом, и в этом нет ничего удивительного, поскольку она очень сильно отличалась от школ того времени, преподавание в которых было казенным и основывалось на страхе наказания.

В Яснополянской школе все было совершенно иначе: все обучение основывалось на мысли о свободном творчестве детей при помощи преподавателей. Занятия начинались в 8-9 часов, опоздавших практически не было, чуть позже приходили те, кто задерживался, чтобы помочь родителям. Каждый садился там, где хотел, и начинались занятия, построенные в форме беседы.

Преподавалось 12 предметов: чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон Божий, рассказы из русской истории, арифметика, сведения по природоведению и географии, рисование и пение. Обучались также землемерству, и достигли таких успехов, что взрослые мужики приглашали учеников для консультаций при решении сложных вопросов. В полдень перерыв на обед и отдых, затем еще 3-4 часа занятий. Ученики делились на три группы: младшие, средние и старшие. Лев Николаевич преподавал математику и историю.

Вот как вспоминает эти уроки один из учеников – Василий Морозов: «В школе у нас было весело, занимались с охотой. Но еще с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Николаевич....Не любил, если кто из учеников допускал какие-нибудь глупые шал ости.... Любил, чтобы на вопрос ему отвечали правду... Порядок у нас был образцовый». Несмотря на достигнутые успехи, Толстой понимал, что обучение детей – дело сложное и ответственное, поэтому интересовался опытом разных стран и предпринял путешествие за границу.

То, что он увидел в школах, ужаснуло писателя «...побои, все наизусть, измученные, изуродованные дети». Вернувшись в Россию, Лев Николаевич приходит к решению об издании журнала «Ясная Поляна», в котором обнародует свои педагогические взгляды. Широкую известность получили статьи, которые Толстой писал специально для этого журнала: «О народном образовании», «О методах обучения грамоте», «Воспитание и образование» и др.

Деятельность Льва Николаевича по просвещению и образованию не ограничивается работой в Яснополянской школе. К 1861 году при его содействии было открыто более 20 школ, одна из которых находилась в родовом имении Никольское-Вяземское Чернского уезда.

Однако педагогическая деятельность Толстого вызывала недовольство жандармского начальства. В школах работали студенты, многие из которых были отчислены из учебных заведений за участие в революционном движении. Посыпались доносы, в которых Толстой обвинялся в распространении запрещенной литературы. Во время отсутствия Льва Николаевича в Ясной Поляне и Никольском-Вяземском были проведены обыски. В ответ на действия властей Толстой прекратил на время педагогическую деятельность. Это была вынужденная мера, т.к. преследования не прекращались.

Впоследствии, на протяжении всей своей жизни Лев Николаевич не раз возвращался к проблеме образования крестьянских детей. В 1879 г. была издана составленная Толстым «Азбука», в 1875 – «Новая Азбука» и «Книги для чтения».

Яснополянские крестьяне не забыли, того, что сделал для них Лев Николаевич. Уже после революции в д. Ясная Поляна была открыта большая, светлая школа, которой было присвоено имя Льва Николаевича Толстого.

Зоя МЫЗНИКОВА