• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

2024-04-24 16:15:44 · Люди

Черняне участвовали в строительстве БАМа

Черняне участвовали в строительстве БАМа
фото из личного архива Ю.Д. Харченко

Одна из стратегических транспортных магистралей страны – легендарный БАМ. Грандиозный проект советских времен: четыре тысячи километров от Тайшета до Советской гавани. Россия получила второй железнодорожный выход к Тихому океану, доступ к богатейшим месторождениям Сибири и Дальнего Востока. Байкало-Амурской магистрали, которая в наши дни переживает настоящее второе рождение, в этом году исполняется 50 лет.

– В 70-е годы прошлого века в Советском Союзе даже дети знали, что такое БАМ, – вспоминает наш земляк Юрий Дмитриевич Харченко. – Байкало-Амурская магистраль была одним из главных символов брежневской эпохи. Это был мегапроект строительства крупнейшей в мире железнодорожной магистрали с одновременным созданием инфраструктуры – новых городов, посёлков, станций, автодорог.

Строительство объектов жилищного и социально-культурного назначения, вокзальных комплексов, объектов инженерного обеспечения (поселковые котельные, водозаборные и очистные сооружения) в порядке оказания шефской помощи осуществляли строительно-монтажные организации. Так, поселок и станцию Маревая строила Тульской область. Генеральным подрядчиком был «Щекиноазот». Привлекали чернских специалистов из строительной организации ПМК-61. На БАМе довелось работать инженерам Валентине Ивановой и Самвелу Петросяну.

На Маревой я был в составе строительного студенческого отряда, когда учился в Тульском политехническом институте. Это было 40 лет назад. Из Тулы поехали два стройотряда по 30 человек – студенты факультета тяжелого машиностроения и строительного. Мы строили привокзальную площадь, подводили коммуникации, а девушки работали отделочницами. Были мы там четыре месяца, нас даже освободили от занятий в сентябре. Все  бытовые неудобства как-то скрадывала доброжелательная атмосфера, созданная приехавшими сюда людьми, она привязывала к суровому краю. Это было отличное время! Средний возраст строителей БАМа – 24 года. Люди были со всего Советского Союза. Народ был очень дружный! Каждый, кто ехал на БАМ, верил, что делает великое дело. Молодежь воспитывалась на приключенческих книгах и подвигах – это вдохновляло и от того результат стал великим. Романтика БАМа – это ощущение мощного чувства счастья от масштаба происходящих событий, новых возможностей. Героическая комсомольская стройка запомнилась самоотверженным трудом и прекрасными песнями. Вспоминаю это время с теплотой в сердце.