Учил видеть прекрасное

Учил видеть прекрасное

 Старейший педагог Чернского профессионально-педагогического колледжа Николай Ефимович Смекаев начал свою трудовую деятельность с должности школьного учителя рисования.

Все началось со встречи на автостанции с директором Большескуратовской школы, где я работал учителем черчения и рисования, Королёвым Я.А. Он спешил на тульский автобус, я же вышел из автобуса, прибывшего из Москвы. Он спросил у меня, согласен ли я работать у него. Мои мысли были о школе. Я ответил: «Да». Позже узнаю, что в Черни открылось педагогическое училище, и директором назначен Королев Яков Афанасьевич.

Теперь мне стало ясно, что я приглашен на работу в педучилище по подготовке учителей начальных классов.

В своих знаниях предмета я не сомневался. В организации учебного процесса появились трудности: кабинет для работы был совершенно пуст. Даже столов не было. Программу составлял сам. Взял за основу программу начальной школы. На первых уроках проводил беседы о художниках с показом репродукций. Хорошо, что у меня был запас этого материала еще со студенческого времени.

Надо было собирать предметы для рисования с натуры, что требовалось по программе. В этом мне помогали мои коллеги. Они приносили посуду, детские игрушки, драпировки и много другое по моей просьбе.

Видя мои трудности, учащиеся тоже не оставались в стороне. Они привозили из дома разные предметы для натуры.

Наглядные пособия – таблицы, образцы рисунков – рисовал сам. Так постепенно создавалась база для работы.

Знания по изобразительному искусству у учащихся были слабые. Все начиналось с самого простого. Приобрести хорошую акварель, кисти, бумагу можно было только в Туле или в Москве. В этом были трудности. Моей задачей было научить студентов пользоваться красками, кистями и карандашом. Научить видеть, а потом переносить красоту окружающего мира на холст. Понять и полюбить родную природу. Я радовался, видя как внимательно мои ученики относятся к учебе, как они тянутся к прекрасному.

В рисунках я старался найти частичку верного изображения, если даже рисунки были слабые. Это было стимулом в учебе. На просмотрах рисунков отрицательные оценки учащимся не ставили.

Студенты учились рисовать природу: выходили весной в цветущий сад, любовались рекой, полем ржи и лесом, наблюдали восход солнца.

С отдельными учащимися, увлекающимися живописью и любящими искусство, мы ходили на встречу с художником-любителем Метальниковой Глафирой Ивановной. Она рассказывала о своем увлечении живописью, о работе с детьми в детском саду. Посещали ее выставку, которая проходила в Чернском краеведческом музее. Однажды посетили художественный музей города Орла.

Учащиеся Н. Желепко и Г. Соколова по окончании училища поступили в Московский пединститут на художественно-графическое отделение и окончили его. Работали учителями в школах.

Шли годы, укреплялась материально-техническая база училища. Построено новое здание, общежитие. Нас, учителей изобразительного искусства стало уже четверо. Училище стало колледжем. Директор Королев Н.Н. – молодой, энергичный, болеющий душой за работу.

В колледже открывается художественно-графическое отделение. Работать стало интереснее. Проработав в училище сорок лет, я ушел на пенсию. Связь с колледжем поддерживаю по сей день.

По сложившимся традициям мы, ветераны, частые гости колледжа на торжественных линейках, праздничных мероприятиях. Я благодарен коллективу учителей и руководителю Королеву Николаю Николаевичу. за внимание.