Учительница детей

Учительница детей

2023 год указом президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя.

О роли педагога в формировании личности мы поговорили с Татьяной Пухликовой, завучем Большескуратовской школы, учителем русского языка и литературы.

– Татьяна Анатольевна, что повлияло на Ваш выбор профессии?

– У писателя Андрея Платонова есть такое на первый взгляд очень странное выражение: «учительница детей». Просто «учительница», и так ясно. Зачем же еще «детей»? Но, поразмыслив, понимаешь, что это очень верное сочетание, неразрывное. Ради детей, для детей работает учитель. Ради детей, для детей – вот истоки его самосовершенствования. Учитель, просто учитель бывает «всегда прав», но учитель детей может признать себя неправым, потому что «измеряет» себя не своими чувствами, а их радостью, их нравственностью, их духовным богатством.

Я всегда стремилась к тому, чтобы с полным правом стать «учительницей детей».

Когда меня спрашивают: «Почему Вы решили стать учителем? Что повлияло на выбор профессии?», понимаю, что не могу ответить на эти вопросы. С детства знала, что буду учителем. Поэтому после школы поступила в Чернский профессионально-педагогический колледж, затем окончила Тульский государственный педагогический университет. Более 20 лет работаю учителем, и ни разу не пожалела о своем выборе.

– Быть педагогом – огромная ответственность, с вас берут пример многие школьники. Что значит для вас Ваша работа?

– Работа с детьми в определенной степени заставляет оставаться молодой. Путь педагога – это непрерывное совершенствование, духовное и творческое развитие. Эта работа – постоянный поиск. Ведь находясь на одном месте, увлечь детей очень тяжело, практически невозможно. И очень здорово, что сейчас начали говорить о престиже профессии учителя. Символично, что 200-летие великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского объявили в нашей стране Годом педагога и наставника!

У каждого педагога с годами складывается свой фирменный стиль, своя философия, которыми он старается делиться с учениками. Для меня важной составляющей работы является раскрытие у учеников их талантов, желания развиваться и совершенствоваться через учебный процесс и получение новых знаний.

– Общеизвестно: учитель – профессия творческая.  Он все время в поиске, в движении – сочиняет, моделирует, придумывает…

– Я очень люблю свою работу, школу, детей. Точно знаю, что категорически нельзя подавлять в детях творческое начало и инициативу, поскольку не исключено, что в будущем эти качества помогут состояться талантливому человеку. Именно поэтому я берусь за реализацию инновационных проектов в школе.

С 2013 года Большескуратовская школа – региональная базовая площадка «Пилотная школа по введению Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; с 2014 года наш коллектив – участники Общероссийского проекта «Школа цифрового века», социально-педагогического проекта «Пространство детства: современность и будущее»; с 2020 года курирую проекты «Цифровая образовательная среда», «Worldskills. Билет в будущее», с 2021 г – «Точку Роста» (руководители Ирина Руднева, Светлана Алдонина).

– Образование – это не обучение и воспитание, а воспитание и обучение, заявил министр просвещения Сергей Кравцов. Что Вы можете сказать по этому поводу?

– 1 января этого года наша школа присоединилась к проекту «Школа Минпросвещения России». Цель проекта: создание единого образовательного пространства и равных условий для каждого школьника независимо от социальных и экономических факторов, его места проживания, достатка семьи, укомплектованности образовательной организации, ее материальной обеспеченности. Принципы «Школы Минпросвещения» можно реализовать только с командой единомышленников, творческих, ориентированных на предоставление высокого качества знаний, высокий уровень воспитательной работы, учителей.

Поэтому и стало возможным, что в школе организована не только учебная работа на высоком уровне, но и проводится большая воспитательная работа. Организована деятельность детских движений: «Муравейное братство» (руководитель Татьяна Петрусь), «Российское движение детей и молодежи» (руководитель Екатерина Кудряшова), «Юнармия» (руководитель Сергей Болесов), «Орлята России» (руководители Наталья Семёнова, Людмила Фомичёва, Дана Лукичёва и я); волонтерских отрядов «Доброволец» под моим началом, «Служители Панакеи» (руководитель Ирина Руднева).

С самыми активными учителями школы: Татьяной Петрусь, Людмилой Фомичёвой, Татьяной Аношиной, Татьяной Кехтер – не раз участвовали в работе Всероссийского слета учителей в г. Сочи, знакомились с работами Шалвы Амонашвили, принципами гуманной педагогики.

– Каким, по Вашему мнению, должен быть современный учитель?

– В настоящее время, с развитием науки и переходом общества к новой ступени развития, очень важно осознавать, что требования современного общества к учителю растут. Вместе с тем растет и его вклад в развитие этого общества. Учитель – это не просто профессия. Для ребенка – это своего рода ориентир, помогающий в раскрытии всех граней этого удивительного мира. Он помогает школьникам раскрывать свой потенциал, жить в гармонии с миром, разумно и с достоинством выходить из различных сложных ситуаций. И педагог не только учит, но и сам каждодневно учится, получая отклик в виде горящих восторгом детских глаз. И лучшей наградой для него является этот отклик и желание детей с удовольствием идти на его уроки. Это ли не важная составляющая счастья – ждать завтра, чтобы с удовольствием пойти на работу?

– Спасибо за беседу.

Елена АЗАРОВА