Дар учительский – в наследство

Дар учительский – в наследство

Любовь к профессии зарождается по-разному. Нередко это происходит еще в раннем детстве, когда ребенок, проникаясь ценностями родителей, мечтает походить на них во всем. Так создаются династии, где близкие становятся первыми наставниками своих признательных учеников.

Профессия педагога нелегка, но дети и внуки учителей идут по этому пути, несмотря на трудности и препятствия. Галина Викторовна Швыдка, учитель русского языка и литературы Никольско-Вяземской школы, о своей работе может рассказать многое. И многим поделиться. Школа для нее – это место силы, удивительная страна, где живёт весёлый, озорной, непоседливый народ.

– Галина Викторовна, профессия учителя – призвание или осознанный выбор? Почему Вы решили преподавать русский язык и литературу?

– Вопроса «кем быть?» для меня никогда не было: моя двоюродная прабабушка, троюродный дедушка, двоюродная бабушка, мои родные дедушка, бабушка и мама – учителя.

Почему именно русский язык и литература? Наверно, потому, что язык вообще как явление всегда казался мне каким-то загадочным чудом. В русском же языке загадочного очень много: загадка интонации русской речи, загадки этимологии русских слов, необычайного богатства синонимии – перечислять можно до бесконечности. В какой-то степени этот интерес подогревали, возможно, и уроки русского языка и литературы моей мамы, Швыдкой Нелли Степановны. На них обычно было много занимательных и творческих заданий, на уроках развития речи мы писали стихи и в 6 классе написали даже повесть, которую, заметим в скобках, принял и готовил к печати детский журнал «Стригунок» (приложение к газете «Сельская новь»). Но были 90-е, журнальчик из-за финансовых трудностей закрылся, и рукопись вернули.

– Трудно ли учителю с современными школьниками?

– Я работаю в Никольско-Вяземской школе уже 20 лет. Я благодарна родной школе, моей первой учительнице Бутырской Любови Анатольевне (на тот момент она была директором школы) за то, что поверили в меня и взяли на такую ответственную работу студентку-заочницу 1 курса. Никогда не пожалела и я о своем выборе. Получилось так, что, в общем, никаких трудностей в работе за все эти годы я не испытала.

То, что может затруднять, это чрезмерная малокомплектность нашей школы. Многим со стороны почему-то кажется, что чем меньше школа, чем меньше детей, тем легче работать. Это не так. Урок в классе, где один – максимум три-четыре ученика, совершенно не похож на обычный школьный урок. Никакие инновационные методики (групповая работа, даже работа в парах) в таком кассе невозможны. Труднее и детям: не с кем сравнивать свои успехи, не с кем соревноваться, нет чувства локтя, взаимопомощи одноклассников, да и физически ученику приходится работать в полную силу все этапы всех шести уроков каждый день.

Говоря о плюсах малокомплектной школы, можно сказать, что Ваши ученики окружены вниманием и заботой как дома?

– Да, каждый ребенок на виду, под контролем. Поэтому многие наши ребята хорошо учатся и потом поступают в вузы. Такое постоянное внимание к каждому учащемуся дает возможность раскрыться не только в учебе, но и в других видах школьной деятельности. Примером тому могут служить успехи нашего школьного театрального коллектива «Муравьишка». На опыте работы с этими ребятами (участвуют все без исключения, выбирать не из кого) убеждаешься в том, что действительно неталантливых детей не бывает. Практически каждый год (театр существует более 15 лет) наш коллектив становится призером или победителем муниципального этапа конкурса «Весь мир – театр» и принимает участие в региональном этапе. В подготовке спектаклей помогает обычно вся школа, но отдельное спасибо «главному режиссеру» Швыдкой Нелли Степановне и Валеневой Ларисе Владимировне.

Как большие общешкольные праздники обычно проходят школьные этапы всероссийского конкурса чтецов «Живая  классика», а победители этого этапа тоже, как правило, побеждают в Черни и участвуют в Туле.

– В Никольском-Вяземском, родовом имении Толстых, все наполнено историей. Влияет ли это на любовь Ваших школьников к литературе, к слову?

– Вероятно, творческая активность наших школьников обусловлена и тем, что живем мы в таком необыкновенном месте, ходим по тем же аллеям, по которым ходил Лев Николаевич Толстой, дышим тем же воздухом. Дети видят воочию и тот дуб, мимо которого ехал Андрей Болконский, и ту сирень, из-за которой выбежала Наташа Ростова, и ту крапиву за барским домом, где Нехлюдов играл в горелки с Катюшей Масловой. Традиционные школьные Толстовские недели и другие литературные мероприятия помогают детям понимать мудрого Толстого.

Есть и еще один источник творческой энергии и радости. Более 20 лет в школе существует представительство Детского межрегионального общественного движения «Муравейное братство», созданного в Ясной Поляне. Это движение объединяет идеями Толстого неравнодушных школьников из разных уголков России. Поездки первоклассников в Ясную Поляну на посвящение в «муравьи», затем на ежегодные летние сборы «Муравейного братства» в Ясной Поляне обычно переполняют впечатлениями и вдохновляют. Наших «муравьят» в Ясной Поляне любят и знают как творческих, талантливых единомышленников.

Успешного Вам и Вашим ученикам учебного года и новых творческих находок. Спасибо за беседу.

Записала Елена АЗАРОВА