• zarya.chern@tularegion.org
  • 301090, Тульская область, п. Чернь,
    ул. К.Маркса, д. 31.
  • +7 (48756) 2-13-70+7-953-198-34-65
 
Жестокость убивает личность 25.01.2011 09:12:14

Жестокость убивает личность

В 1961г. американский врач С.Г. Кемпле организовал междисциплинарную конференцию по проблеме жестокого обращения с детьми, после которой этот синдром впервые получил название «синдром избитого ребенка».
В настоящее время это определение значительно расширено и известно во всем мире как жестокое и невнимательное обращение с детьми. Из него следует, что «под жестоким или пренебрежительным отношением к детям» подразумевается любой акт преступления (или действия) или упущения со стороны индивидов или общества в целом, и любые состояния в результате таких действий или не действий, которые лишают детей их равных прав и свобод или влияют на их оптимальное развитие». В этом определении говорится об ответственности за действия, наносящие вред ребенку не только со стороны родителей и воспитателей, но и любого другого индивида и образовательно-воспитательных учреждений. Кроме того, расширенно понимается смысл «нанесенного ребенку ущерба» – не только физические наказания или избиения, но и эмоциональное давление, ущемление в правах.
К сожалению, для наших соотечественников насилие не является из ряда вон выходящим событием, оно стало чем-то неприятным, но постоянно рядом с нами существующим, чем-то вроде респираторной вирусной инфекции.
Так, в одном из петербургских технических вузов попросили поднять руки студентов, которые считали, что они никогда в жизни не подвергались насилию. Ни одной руки ни в одной студенческой группе поднято не было.
Следовательно, каждый, даже весьма молодой человек, уже имеет опыт унижения, опыт страдания. Значит, и агрессия, и стремление к насилию слишком распространены в нашем обществе.
Но откуда же они появляются? Как следует из работ многих специалистов, склонность к агрессивному поведению начинает развиваться с раннего детства.
В раннем возрасте психическая активность в значительной степени
сводится к инстинктам, возможности управления которыми крайне ограничены. Одной из ключевых особенностей инстинктов является их непреодолимость. Наличие определенного внутреннего состояния, например, возникновение какой-либо потребности и соответствующей ему внешней ситуации действует на маленького ребенка принудительно, заставляя его выполнять инстинктивные движения в соответствии с генетически заданной программой, что часто не соответствует культурным представлениям об одобряемом поведении.
Взрослые часто препятствуют нормальному протеканию инстинктивной деятельности ребенка. А поскольку агрессивность является средством наиболее полного обеспечения инстинктивного действия, то ее появление у ребенка практически неизбежно.
Какие же типы инстинктов особенно тесно связаны с формированием агрессивности у ребенка, в случае, если среда способствует ее развитию?
Остановимся на некоторых из них.
ИНСТИНКТ САМОСОХРАНЕНИЯ.
В природе этого инстинкта заложена агрессивность, как одна из форм его существования, которая, впрочем, развивается не сразу в силу беспомощного состояния младенца и его полной зависимости от окружающих.
Пока у ребенка не появляется физическая возможность самому обеспечивать сохранение своей жизни, этот инстинкт проявляется в своей пассивно-оборонительной форме – эмоции страха.
И чем в большей степени родители способствуют частоте появления страха, тем в большей степени у ребенка формируется недоверие к окружающему его миру и к родителям в том числе. Недоверие затем трансформируется во враждебность, способную вызывать различные агрессивные побуждения и действия.
Какие действия родителей способны усиливать страх у маленьких детей?
Это, конечно, несвоевременный отклик родителей на детский плач, а тем более, его полное игнорирование.
Ребенок первого года жизни никогда не плачет без причины. Это всегда призыв о помощи: ребенка что-то беспокоит. Если помощь не приходит, ребенка охватывает страх, ему кажется, что он вообще покинут, а значит, его жизнь под угрозой. В дальнейшем формирование сложных комплексов страхов у детей способствуют страшные сказки, запугивание родителями детей в целях достижения их послушания.
Другой инстинкт, напрямую связанный с формированием агрессивности, – это ИНСТИНКТ СВОБОДЫ.
Любое ограничение свободы ребенка – тугое пеленание, постоянное нахождение его в кроватке или манеже, слишком тесные комнаты, набитые мебелью, слишком низкие коляски – все это способствует появлению у ребенка непреодолимого желания вырваться на свободу, круша и сметая все на своем пути.
ИНСТИНКТ СОБСТВЕННОСТИ, о котором даже не подозревают родители, заключается в том, что все, что видит ребенок, он считает своим, только ему принадлежащим. Поэтому обвинения родителями ребенка в жадности необоснованны. Многие родители, боясь вырастить ребенка жадным, буквально заставляют его делиться своими игрушками и сладостями. Этим они не только не способствуют формированию доброжелательного отношения ребенка к окружающим, а наоборот, препятствуют ему, порождая враждебность и усиливая эгоцентризм. Ребенок считает своей главной собственностью мать, а также всех тех, кто за ним ухаживает. Делиться ими для ребенка особенно непереносимо. В таких ситуациях агрессивность ребенка проявляется особенно ярко.
ИНСТИНКТ ПОЗНАНИЯ – антагонист инстинкта самосохранения. Когда дети увлекаются изучением чего-либо, они не знают страха, они не способны следовать никаким наставлениям родителей. Наказания за сломанные вещи оставляют в душе ребенка незаживающую рану. Необоснованное наказание воспринимается ребенком как жестокость по отношению к нему, как нелюбовь, что естественным образом приводит ребенка к мысли, что он тоже может быть жестоким.
Развитию агрессивности во многом способствуют и социальные условия. Традиции ясельного воспитания, когда малыш, оказавшись включенным в слишком многочисленную группу детей, лишается необходимых ему эмоциональных контактов со взрослыми, во многих случаях приводит не к передаче культуры от старших поколений к младшим, а к ее самозарождению детской среде, где, как выше уже говорилось, агрессивность присутствует обязательно. Отсюда и почтение детей к более сильным и кричащим громче сверстникам и явное отвержение всего, несоответствующего образовавшимся в группе нормам. Конечно, детские группы рано или поздно распадаются, объединяются, меняют свою структуру, а, соответственно, меняются и роли, выполняемые ее представителями: часть агрессоров может стать жертвами, часть жертв – агрессорами.
Вот уже более 30-и лет в большинстве стран мира проблема жестокого обращения с детьми разрабатывается специалистами различного профиля: психологами, педагогами, педиатрами, работниками правоохранительных органов и судебной медицины. Проблема жестокого обращения с детьми комплексная.
К сожалению, в России этой проблеме не уделяется достаточного внимания. Практически отсутствует законодательная база, учет выявленных случаев насилия ведется каждым ведомством раздельно, да и точность его относительна, так как само понятие «жестокое обращение с ребенком» трактуется по-разному.
Это понятие, по определению специалистов, включает различные виды насилия над детьми, в том числе физические, сексуальные, психические и запущенность.
К сожалению, все виды насилия в отношении детей имеют место в семьях. Российская статистика не дает четкого ответа на вопрос о положении с насилием в отношении детей. Некоторыми специалистами, например, приводятся такие цифры: в среднем в год совершается более 790 тысяч «родственных преступлений», связанных с насилием против личности; из них 640 тысяч – случаи, когда жертвами становились девушки и женщины, 130 тысяч – старики, 17 тысяч – дети.
По данным зарубежных специалистов, из общего числа случаев насилия в отношении детей физическое насилие составляет 24%, сексуальное насилие – 48,7%, запущенность – 25,5%.
О семьях, в которых плохо обращаются с детьми, в настоящее время известно многое. Далеко не всегда подтверждается версия о жестокости только в семьях с низким социальным статусом или в семьях с асоциальным поведением. Родители, совершающие насилие, относятся ко всем слоям общества – богатым и бедным, образованным и необразованным, ко всем возрастам, к мужчинам и женщинам.
Л. ИВАНОВА


Возврат к списку

Написать в редакцию