Взаимоотношения родителей и ребенка 13.05.2018 08:06:00

Взаимоотношения родителей и ребенка

Когда в семье подрастает малыш, перед родителями часто встают вопросы: «Как построить нормальные отношения с ребенком?», «Что сделать, чтобы он слушался?», «Как сделать развитие малыша более эффективным?»
В последние десятилетия психологи доказали влияние стиля общения с ребенком на развитие его личности. 
Стиль родительского взаимодействия непроизвольно запечатлевается в психике ребенка, и происходит это очень рано, еще в дошкольном детстве. Большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
Все ли мы делаем для того, чтобы наши дети росли счастливыми?
Ваш ребенок балуется за столом, отказывается есть, капризничает? Ваш ребёнок не хочет идти в школу? Как будете влиять на ситуацию? Безусловно, принимать ребенка – значит любить его не за то, что он умный, послушный, красивый и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.
Одна из главных потребностей любого человека (маленького или большого) – потребность в любви, нужности другому. Удовлетворение этой потребности – необходимое условие нормального развития ребенка.
Попробуйте дома в течение одного дня (а лучше двух-трех) подсчитать, сколько раз вы обратились к своему малышу с эмоционально положительным высказыванием и сколько – с отрицательным (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных высказываний равно числу положительных или перевешивает его, с общением у вас не все благополучно.
Очень трудно удержаться и не указать на ошибки малыша, да и как научить, если этого не делать? Указывать на ошибку нужно особо осторожно! Замечания надо делать на фоне общего одобрения. Если ребенок не просит помощи, не вмешивайтесь в дело, которым он занят; а если он попросил об этом, обязательно помогите ему. Ответ: «Ты что, маленький? Сам уже можешь справиться» – недопустим. Обращение ребенка к вам – сигнал: помощь необходима. Помогая ему, возьмите на себя только то, что он не может сделать. Постепенно, по мере освоения ребенком новых действий передавайте их ему. Будьте терпимее, давайте  возможность попробовать. Признайте его право на ошибки.
Попробуйте услышать ребенка, подумайте, в чем причина непослушания. Возможно, ему трудно организовать себя, а может быть, нужны ваше участие, поддержка, или ваш тон был недостаточно дружелюбным. Такой «руководящий тон» прекращает сотрудничество на равных. Ставит взрослого в положение «над» ребенком, а дети этого просто не выносят и сразу начинают бунтовать.
Иногда родители готовы помогать сколько угодно и следят за своим тоном, а ребенок не хочет что-то делать. Это происходит с излишне заботливыми родителями, которые предвосхищают все желания ребёнка, буквально хотят за него. Дети развиваются только в той деятельности, которой они занимаются по собственному желанию и с интересом.
Чтобы добиться выполнения практических дел, постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему. Позвольте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия).
Попробуйте дома составить таблицу из двух частей – «Сам» и «Вместе». Это позволит вам осознать, что ваш ребенок может делать самостоятельно, а когда ему нужна ваша помощь.

Любовь Прохорова,

педагог-психолог отделения помощи семье и детям

социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних



Возврат к списку

Написать в редакцию