• zarya.chern@tularegion.org
  • 301090, Тульская область, п. Чернь,
    ул. К.Маркса, д. 31.
  • +7 (48756) 2-13-70+7-953-198-34-65
 
08.07.2013 08:05:00

Возмещение за упущение

Представьте себе ситуацию: прогуливаясь по супермаркету, вы задели полку с продуктами, с которой тут же, прямо как назло, «спрыгнула» банка варенья, разбившись вдребезги. Разумеется, к вам тотчас подошел грозный продавец и начал требовать оплатить разбитое. Но не торопитесь расставаться с кровно заработанными деньгами! Советуем для начала разобраться в случившемся.
В подходе к оплате разбитого товара есть две крайности. Одни считают, что если из-за их неосторожности товар испорчен, то за него надо платить. Другие полагают, что в любой ситуации платить за разбитый в магазине товар они не должны. Давайте разберемся, кто прав.
В соответствии со ст. 459 Гражданского кодекса РФ риск случайной гибели или повреждения товара переходит на покупателя исключительно с того момента, когда продавец передает ему товар. При этом ст. 493 ГК РФ гласит, что договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Иными словами, до того момента, как вы оплатите покупку, собственником того же варенья является магазин, а значит, и риск случайного повреждения товара несет он.
Однако не все так просто и удобно для потребителей. Часть 1 ст. 1064 ГК РФ защищает и продавца. В соответствии с ней вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Так что ответ на вопрос: платить покупателю или нет — будет зависеть от того, кто повинен в повреждении товара.
Ваша вина очевидна, если вы, например, столкнули банку с полки, находясь в неадекватном состоянии; случайно его задели, хотя у вас была возможность пройти, не касаясь товара. Если же проходы между прилавками слишком узкие и затрудняют передвижение по торговому залу (нормы для них установлены «СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения», утв. Приказом Минрегиона России от 1 сентября 2009 г. № 390) или товар стоял на полке неустойчиво и покупатель, потянувшись за одной банкой, уронил другую, то виноват магазин, так как неумышленно, но сам спровоцировал повреждение своего имущества. В этом случае, в соответствии с ч. 2 ст. 1083 ГК РФ, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано. То есть при обращении торгового предприятия в суд судья, скорее всего, либо уменьшит размер суммы, подлежащей возмещению, либо вовсе не удовлетворит его требования, так как товар поврежден из-за того, что магазин по своей грубой неосторожности создал ситуацию, спровоцировавшую порчу продукции.
Возместить причиненный ущерб вы можете в добровольном или в судебном порядке. Учтите, что сотрудники магазина не имеют права заставить покупателя оплатить разбитое, воздействуя на него морально, а иногда и физически (например, не выпускают из магазина, угрожают, требуя оплаты поврежденного товара, забирают какие-либо вещи или документы в залог). В такой ситуации стоит немедленно обратиться в правоохранительные органы. Подобные действия могут быть расценены как превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203 УК РФ), оскорбление (ст. 130 УК РФ), вымогательство (ст. 163 УК РФ).
Таким образом, если вы считаете, что не виноваты, можно отказаться оплачивать разбитый товар и предложить магазину взыскать с вас ущерб через суд. Для этого необходимо составить акт, в котором вы опишете свое видение произошедшего, а представитель супермаркета приведет свои доводы.
В соответствии с п. 1 ст. 401 ГК РФ «лицо признается невиновным в причинении вреда, если при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась с учетом характера обстановки, в которой оно находилось, оно приняло все меры для предотвращения вреда».
Вообще, конечно, лучше разрешать такие ситуации мирным путем, при этом быть честным, и если понимаете, что сами виноваты, стоит ответить за свои действия и оплатить за испорченный товар вместо того, чтобы упрямо доказывать обратное. Если все же договориться не удается и вас заставляют оплачивать продукцию, поврежденную по вине супермаркета, пускайте в бой тяжелую артиллерию, и даже если дело дойдет до суда, правда будет на вашей стороне.
Людмила КАРЛОВА,
юрист


Возврат к списку

Написать в редакцию