Русские святки 08.01.2018 09:17:00

Русские святки

В русской традиции Святками называют период от 19 декабря (Николин день, праздник Николы Зимнего) до 19 января (праздник Крещения). В церковной традиции этот период короче. Значение слова связано с культом Солнца и умерших предков. Борьба сил тьмы и света заканчивается победой последних, и этому посвящены многие святочные обычаи и обряды. Считали, что в эти дни, когда солнышко поворачивает на весну, наши предки, вознесенные в свет, могли посетить этот мир.
Одарить достойных 
Обычай «греть предков» – жечь темными декабрьскими вечерами соломенные костры во дворах – существовал в разных местностях. Где-то это делал исключительно хозяин, а где-то у костра собирались в молчании все домочадцы.
Считалось, что в течение месяца души умерших могли на короткое время прийти в наш мир. В это время они должны были помочь своим потомкам: наказать виновных, одарить достойных, предсказать судьбу, подготовить приход нового года и победу сил Света.
С принятием христианства появилось много обычаев, старые были частично забыты или видоизменились. Но отголоски древних верований встречаются до сих пор.
Солома занимала довольно значительное место в святочной обрядности: на ней гадали, ею застилали полы и лавки, соломенными снопами украшали избу. Солому принято было насыпать под парадную скатерть перед рождественским Сочельником.
Святые и страшные 
В православной традиции Святками называют 12-дневный период, который начинается вечером 6 января (в Рождественский сочельник) и заканчивается утром 19 января (в Крещение). Церковью запрещены гадания, хождение ряженых, пение и пляски на улицах (это считается греховным), но ни одни Святки не обходятся без гаданий и колядок.
За неделю от Рождества до Васильева дня (старый Новый год) закрепилось название «святые вечера». Весь мир ликует, радуется рождению младенца Христа, он наполнен святостью, благодатью. Другая неделя – от Васильева дня до Крещения – называется «страшные вечера». Связано это с разгулом нечистой силы.
Существует интересная легенда, объясняющая это название. Господь на радостях, что у него родился сын, открыл двери ада и выпустил нечистых «погулять». До самого Крещения будут они носиться по земле, смущая народ и устраивая всякие пакости (бесы, кстати, и гадать помогают).
Ритуальные песни
 После Николина дня девушки начинали вспоминать святочные песни и игры (большинство святочных игр сопровождается особым речитативом или распевом). Их исполняли только в этот период, поэтому играли и пели с удовольствием. К этим песням можно отнести все колядки и щедровки (небольшие ритуальные песни с пожеланиями добра и благополучия обитателям дома). Колядки исполняли с Рождественского сочельника. Щедровки, очень на них похожие, пели накануне Старого Нового года. Ряженые и колядовщики ходили по улицам, заходили во дворы и пели песни, за что хозяева должны были щедро угостить славильщиков. Если этого не делали, то колядующие могли пожелать и что-то не слишком приятное.
Помимо колядок пели и христославы: небольшие песенки религиозного содержания. Как правило, пели ребятишки и молодые девушки. Ритуальная поэзия имеет такую особенность: ее можно исполнять строго в определенное время года. В любое другое время это считается греховным.
Русский карнавал 
У большинства европейских народов празднование Нового года и Рождества совпадает с проведением карнавалов. В русских деревнях этот обычай существовал в виде ряженых и колядования. Наряжались в вывернутые наизнанку тулупы, чужие платья, надевали маски (хари), костюмы традиционных святочных персонажей.
Главные персонажи Святок
 – старцы, нищие, высокие старухи, бык (корова), конь, гусак, коза (козел), медведь, волки (собаки). Нищие и старцы – это выходцы с того света. Чужие, старуха могли означать как смерть, так и зиму. Медведь – символ зимы, злых сил, волки – проводники в иной мир, гусь – познавшая истину душа, корова  связана с культом луны, конь – проводник между миром живых и умерших, символ солнца, коза – символ плодородия.
Ряжение считалось делом опасным и греховным, поэтому в последний святочный день (Крещение) ряженые омывались в проруби. По православным традициям так человек очищался от греха, а по языческим погружение в воду – кратчайший путь души на небо (ведь ряженый на время Святок как бы одалживал свое тело душам предков).



Возврат к списку

Написать в редакцию