• zarya.chern@tularegion.org
  • 301090, Тульская область, п. Чернь,
    ул. К.Маркса, д. 31.
  • +7 (48756) 2-13-70+7-953-198-34-65
 
08.11.2011 11:14:35

Роль семьи в развитии речи ребенка

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Большинство детей, начиная с четвертого года жизни, говорят, что называется, «не закрывая рот». Им не терпится поделиться всеми своими мыслями и рассказать о каждом маленьком событии. От того кажется, что заниматься с ребенком нужно чем угодно, но уж точно не развитием речи. И это большая ошибка. Устная речь совершенствуется легче и быстрее всего с 3 до 7 лет. И если целенаправленно заниматься с ребенком, он может достигнуть больших успехов в ораторском искусстве! Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно овладевает правильным произношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д.) Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи. Вы должны приучить ребенка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.
Речевыми недостатками дошкольников от 4 лет принято считать:
- использование упрощенных или искаженных вариантов слов (например, вместо «звонок» ребенок говорит «динь», или «капет» - вместо «пакет»);
- систематическое неправильное произношение некоторых звуков (чаще всего это звуки «ш», «ж», «ч», «с», «з» и самые сложные для детей – «л», «р»);
- так называемые «аграмматизмы», когда произносятся неправильные окончания слов при их склонении;
Многие родители просто не замечают дефекты речи у своих детей, умиляясь легкой «шепелявости» или забавному построению высказываний. На самом деле эти дефекты нужно исправлять как можно раньше, иначе они могут усугубиться и даже стать предметом насмешек в школьном возрасте.
Самое же страшное, если к подростковому возрасту речь не станет инструментом мышления, и личность ребенка будет существенно обеднена.
Легче всего запомнить простую закономерность: правильная речь является залогом успешного общения, а общение влияет на развитие всех личностных качеств.
Бывает такая ситуация: два малыша. Один из них очень разумно и ясно отвечает на вопросы, рассказывает осмысленно, выразительно читает стихотворения (он их знает немало: мама ему читала). А попытки обратиться ко второму с теми же вопросами заканчиваются ничем. Это не значит, что второй малыш глупее или менее любознателен. Нет, он адекватно реагирует на происходящее вокруг. Разница в том, что первому очень много внимания и заботы уделяла мать. Если бы все родители понимали это, они, наверняка, находили больше времени для занятий со своими детьми.
Т. Смородина,
и.о. директора центра «Гармония»



Возврат к списку

Написать в редакцию