01.03.2011 08:46:04

Реформа и будущее армии

Значение армии велико

Уже более 17-и лет идут разговоры о реформировании российской армии. Говорят не только бывшие профессиональные военные, но и мужчины, в свое время служившие в ней, и даже бабушки, юноши, девушки, не говоря о военнослужащих, проходящих службу. Не говорят об этом разве что абсолютно безразличные и до предела ленивые или не способные думать люди. Но таких, уверяю, флегматичных людей в стране не более одного процента, потому что в нашем обществе нет ни одной семьи, которая бы не имела какое-либо отношение к российской армии. Состояние Вооруженных сил для любого государства велико и значимо, за исключением стран, в которых согласно их конституции они отсутствуют. Говорить о значении армии для России все равно, что рассуждать о значении кислорода для человека. Следует признать, единого мнения о проводимых реформах в России не существует. Более того, отдельные люди категорически против таких изменений. Меня, как профессионального военного, вопросы реформирования армии интересуют и волнуют. Слежу за публикациями по этой теме, слушаю радио, смотрю телевизионные передачи, веду откровенные разговоры с сыном, проходящим службу офицером уже более 12 лет.
Девять раз власти объявляли о начале реформирования армии. Это происходило в девяностые годы прошлого века. Но было понятно, что без серьезных финансовых и материальных средств подобные преобразования невозможны. Денег не хватало даже на зарплаты военным, на выплаты пенсий, не говоря о внешних долгах. Офицеры увольнялись на гражданку, оставшиеся неофициально устраивались на работу по совместительству. Мой сын подрабатывал таксистом по ночам и выходным. Провозглашенные реформы так и оставались на бумаге. Благо, что ее еще хватало на подобные рекламные инициативы. Кроме вреда и озлобления обществу они ничего не давали. Отголоски того времени существуют и по сей день.
Нереальной оказалась и концепция перехода армии на контрактную основу. Отсутствие достойной зарплаты, благоустроенного жилья и быта, современных учебно-тренировочных центров и техническая отсталость не позволили удержать контрактников в рядах Вооруженных сил. А ведь подобные армии существуют в США, Израиле, Германии, Франции, Японии, Южной Корее. Служба в армиях этих стран является исключительно престижной. Желающих служить честно и преданно в армии США в 10 раз больше, чем требуется. Военнослужащих, в том числе, и женщин, не смущает даже участие американцев в боевых действиях в Ираке, Афганистане и других горячих местах.

Начат этап перевооружения

Наши реформы пробуксовывают от недостаточного финансирования военного ведомства и сопутствующих отраслей промышленности, а также научных организаций. Пентагон на нужды обороны тратит в 20 раз больше, чем Россия, поэтому и результаты иные. Тем не менее, Россия уже не та, которая была 10 лет назад. Валовой внутренний продукт вырос в абсолютных цифрах в пять раз, а государственный бюджет – в десять. Строительство жилья возросло в два раза. Наступило время, когда мы можем начать модернизацию своей армии. Отрицать ее не имеем права, иначе окажемся на окраинах бурно развивающегося мира. Передовые страны через каждые 10 лет перевооружают свои армии современным оружием. Понимает такое веление времени и руководство нашей страны. Несмотря на дефицит бюджета, на закупку новейшего вооружения в 2009 году было истрачено средств в полтора раза больше, чем в 2008 году. Утверждена программа перевооружения армии до 2016 года, на реализацию которой будет выделено 5 триллионов рублей. Таким образом, этап технического перевооружения российской армии начался.
Но сегодня наши Вооруженные силы по технической оснащенности, вооружению и другим важнейшим показателям, к сожалению, далеко отстают от понятия «современных». И в этом смысле мы должны вести разговор не под углом зрения, какой была у нас армия, а в том – способна ли она сегодня встать на защиту своей страны в случае возникновения реальной необходимости. События в августе 2008 года во время вторжения грузинских войск в Южную Осетию подтвердили эту озабоченность. Боеготовность наших войск оказалась недостаточной. Это послужило отправным моментом в корректировке программы модернизации армии и сроков ее проведения.
Когда возникла необходимость послать воинские части с целью освобождения наших воинов-миротворцев и населения Южной Осетии, возникли сложности. Войск, способных оперативно решать такие задачи на данном направлении, просто не оказалось. Даже хорошо подготовленных летчиков пришлось искать среди преподавателей учебных центров и военных институтов. Боевые действия высветили и другие наши узкие стороны. Ощущалось отсутствие автоматизированных систем управления (АСУ) в оперативном звене и во всех видах разведки. На этом театре военных действий не оказалось ни одного беспилотного летательного аппарата, а в грузинской армии они были (приобретены в Израиле). Системы связи во всех структурах войск имелись, однако большинство радиосредств до сих пор изготавливаются с аналоговыми способами передачи информации, а в западных странах и США – цифровые. Из-за отсутствия современных систем управления не в полном объеме используются возможности многих видов нашего вооружения.
Прежде чем перейти к рассказу об изменениях, которые произойдут в российской армии, выскажу мнение по поводу выступлений критиков о предлагаемых реформах и другим вопросам. Многим не нравится, что министром обороны России является гражданский чиновник. Такое положение существует во многих странах, за исключением арабских и африканских стран. В Испании и Франции на эти должности были назначены даже женщины, которые в данное время находятся в декрете. Министр обороны должен быть, прежде всего, влиятельным политиком и связующим звеном Вооруженных сил с правительством, обществом и Президентом страны. Прошло время кадрированных частей и соединений, когда на 500 офицеров приходилось 100 солдат. В таких структурах процветали воровство, пьянки, дедовщина.

На опыте других стран

В наше время в военных конфликтах главную роль играют войска постоянной готовности, а срочно формирующиеся без защиты части с помощью разведки, самонаводящих снарядов, самолетов, ракет, будут уничтожены, где бы ни прятались они. Сокращение численного состава офицеров и особенно полковников и генералов в штабах надо было сделать уже давно. Каждая генеральская должность обходится слишком дорого. В штабах во время боевых действий почему-то всегда наблюдается больше патриотов, правда, чаще на словах. Это явление давно заметил А. Солженицын. Л.Н. Толстой писал: «Там, где больше начальников, там больше неразберихи и мало полезной работы».
Неразумное положение существовало, когда служба тыла и служба вооружений существовали отдельно, хотя занимались общей задачей – обеспечением. Появление бригад, которые заменят звено «полк-дивизия» оправдано требованиями сегодняшнего времени. Во время Великой Отечественной войны они формировались во всех видах и родах войск, потому что структура бригад позволяла сократить время их комплектования. Заметил особенность: многие критикующие не знали, что такое вид и род войск, сколько таких структур существует в сегодняшней Российской армии.
Следует помнить о том, что программа реформирования армии составлялась на основании «Оборонной доктрины Вооруженных Сил России», «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», традиций российской армии, опыта Великой Отечественной войны и армий других стран. Учитывались замечания экспертов и других специалистов. Нельзя забывать, что Россия – это уже другая страна, которая пока не обладает большим экономическим потенциалом, чтобы содержать огромную армию, какую имеют США и КНР. Да и нужна ли нам такая военная составляющая сила? Мы не планируем воевать с другими странами, готовить и совершать революции любого толка и цвета.

Модернизация в армии

Многие эксперты, в том числе и западные, считают, что впервые за постсоветский период российские Вооруженные Силы подвергаются такому радикальному реформированию. Вместо полков и дивизий основным тактическим соединением армии станет более гибкая бригада. Оперативные командования будут объединять не только бригады, но и все рода и виды сил и средств в своей зоне. Структура сухопутных войск будет выглядеть так: округ – оперативное командование – бригада. Центральный аппарат сократится с 21813 человек до 8500, офицерские должности – с 335 тыс. до 150 тыс., в том числе генеральские – с 1100 до 900, а лейтенантские увеличатся с 50 тыс. человек до 60 тыс.
Значительно предполагается сокращение академий, университетов, институтов и училищ. Высвобождающиеся здания, полигоны будут использованы для обучения прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, контрактников, переподготовки военнослужащих запаса, научных центров и других целей. Общее число Вооруженных Сил к 2016 году сократится с 1 млн. 130 тыс. человек до 1 млн.
Что касается нововведений в армии, которые озвучил Министр обороны А. Сердюков, такие как дополнительный час сна после обеда, пользование мобильными телефонами и иметь два дня выходных в неделю для солдат, мне непонятны. Прежде всего, как это отразится на боеготовности войск?
Хочется верить, что все этапы модернизации российской армии на этот раз не останутся на бумаге, а позволят нашим Вооруженным Силам стать современными, мобильными и боеготовными.
А. БОГОСЛОВСКИЙ,
ветеран Вооруженных Сил


Возврат к списку

Написать в редакцию