• zarya.chern@tularegion.org
  • 301090, Тульская область, п. Чернь,
    ул. К.Маркса, д. 31.
  • +7 (48756) 2-13-70+7-953-198-34-65
 
23.06.2014 07:27:00

Речь как основной фактор развития

Чтобы помочь родителям сформировать у ребенка грамотную, внятную и выразительную речь, существует логопед. Но есть моменты, о которых непременно должны знать и помнить родители. Об этих моментах расскажет учитель-логопед нашего Центра Ольга Пухликова:
«Речь – это один из наиболее мощных факторов развития ребенка. Благодаря ей люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт. Необходимо учитывать основные факторы, которые могут существенным образом повлиять на формирование речи ребенка.
Неблагоприятные факторы. Родовые травмы, асфиксия плода и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.
Наследственный фактор. Если один из родителей или кто-то из близких родственников страдает нарушением речи, то вполне вероятно, что малыш так же будет иметь проблемы с речью.
Дисгармония в семье. Исследования ученых показали, что задержкой речевого развития страдают дети, чьи мать или отец имеют какие-либо психические расстройства, часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем.
Нарушение слуха. В первые три года жизни черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени могут служить причиной отставания в речевом развитии.
Телевизор. Казалось бы, что может быть лучше? Ребенок не бегает и не травмирует себя, не пристает к родителям с вопросами. Но именно телевизор становится причиной отставания в развитии ребенка. Дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна.
Механизмы формирования речи очень сложны. Но родители должны помнить, что речь формируется только в живом непосредственном общении, причем ребенок должен быть активным участником диалога. Самый легкий способ для создания диалога – игра. Ребенок активно участвует в игре, которая провоцирует его на высказывание в ответ. Если ребенок не умеет строить, собирать картинку, он не сможет построить фразу. Занимаясь в своем детском пространстве, располагая предметы вокруг себя, он одновременно учится строить предложения.
Очень важно, чтобы у ребенка была хорошо развита мелкая моторика рук, так как в левом полушарии головного мозга отделы, отвечающие за развитие речи и ручной моторики, расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Кстати, среди левшей гораздо больше детей с задержкой речевого развития, так как у них более развито правое полушарие. Развивая ручную моторику, мы стимулируем развитие речи, поэтому больше лепите с ребенком, рисуйте, занимайтесь конструированием и пальчиковыми играми.
Пойте песенки своим детям, декламируйте с ними стихи. Чтобы расширить кругозор ребенка, комментируйте свои действия. Не торопите и не подгоняйте ребенка. Как можно чаще высказывайте похвалу и одобрение. Не «сюсюкайте» с ребенком, намеренно искажая слова: «Смотри, Коля, какую масинку я тебе купила», «Вот ты мой хоёсенький» и т.п. Чем чаще, четче и выразительнее вы будете говорить с ребенком, тем проще ему будет ответить вам. А главное – любите своих детей».
Елена Кузнецова,
директор психолого-педагогического Центра диагностики и консультирования «Гармония»


Возврат к списку

Написать в редакцию