• zarya.chern@tularegion.org
  • 301090, Тульская область, п. Чернь,
    ул. К.Маркса, д. 31.
  • +7 (48756) 2-13-70+7-953-198-34-65
 
18.01.2011 11:13:42

Ребенок в семье - учитель

Вопросы воспитания подрастающего поколения постоянно находятся в центре внимания общественности. В последнее время вновь стали занимать подобающее место вопросы христианского воспитания. Не секрет, что именно из семей, придерживающихся методов христианского православного воспитания, выходят достойные члены общества, готовые противостоять вызовам времени.
Конечно, есть разные уровни понимания цели воспитания ребенка. Чаще всего родители видят смысл воспитания своих детей в том, чтобы хорошо накормить их, одеть, дать хорошее светское образование. И все это, бесспорно, очень важно: надо и накормить, и одеть, и дать образование, но это физическая жизнь, горизонтальная ее часть, однако, человеческая душа, особенно, душа ребенка, нуждается в духовной пище, а такую пищу ребенку надо непременно давать. Правда, такую пищу своим детям могут дать только те родители, которые сами ведут духовную жизнь, сами общаются с Богом – дома и в Храме.
Конечно, родители, даже верующие, имеют груз всяких психологических комплексов. Бывают комплексы осознанные и неосознанные – «командования», «авторитарности», «подчинения себе окружающих» – впрочем, все это практически одно и то же: стремление к подавлению личности другого человека. Поэтому им трудно признать равноправное положение ребенка в семье.
У ребенка всех этих комплексов нет. Он чист и своей чистотой призывает родителей стать иными, стать как дети. Не в буквальном, конечно, смысле слова, а обрести тот первичный образ Божий, который со временем во многих из нас тускнеет. В этом смысле дети обновляют своих родителей, делают их душевно моложе, способными понять чаяния своих детей, стать не диктаторами в семье, а соучастниками процесса воспитания самих себя.
Вопреки повальному мнению родителей, что они во всем правы и во всем учителя для своих детей, учителем часто оказывается ребенок.
Тот родитель, который правильно воспитывает ребенка, так же как и умный педагог, всегда говорит: «Меня учат дети». Это может казаться парадоксом, но если рассмотреть это с духовной позиции и безо всяких стереотипов всмотреться в процесс воспитания детей, то станет ясно, что правильное формирование личности ребенка, как результат правильного воспитания, это – творчество Духа Святого, Который творит, созидает отношения человека с Богом. И сразу же включается обратная связь – это действует положительно и на родителей.
И пока ребенок растет и при правильном духовном воспитании формируется, он продолжает быть учителем. Но важно, чтобы он об этом не знал. Это надо от него скрыть.
А бывает и так, что все действия ребенка вызывают у взрослых раздражение. Он им мешает. Но ребенок не должен мешать. Он на равных правах. Дело не в количестве прожитых лет, однако, мы воспринимаем все материально: раз ты маленький, занимай крайнее место в семье. Но ребенок не должен быть унижен, не должен быть отодвинут на последнее место. Он образ Божий и должен жить на уровне своего человеческого достоинства. Родители своим неразумием ни в коем случае не должны попирать это достоинство. Это может иметь очень серьезные последствия. Если ребенок в детстве мешает родителям, то у него может сформироваться психологический комплекс, что он всем мешает. И это может перейти с ним во взрослую жизнь. У него будет постоянное желание спрятаться от всех с одной стороны, а с другой – острая потребность заявить о себе, поставить себя в центр внимания.
Однако когда все внимание взрослых сосредотачивается на ребенке – это тоже нехорошо. Ребенок в таком случае получает духовную и нравственную травму: ему некому послужить, некому сделать добро, что часто случается в семьях, где только один ребенок. Когда в семье несколько детей, то они служат друг другу и вместе изживают те недостатки, которые в них есть: эгоизм, сосредоточенность на себе. В многодетной семье ребенок безо всякого морализирования может стать нравственно здоровым.
Вообще воспитание заключается не в том, чтобы каждый день читать морали. Можно ведь замучить ребенка, испортить ему жизнь, превратить ее в скуку и просто раздавить его своим командованием. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что нужно «…внимательно следить, как Дух Святой действует в жизни ребенка и не мешать этому…»
Родители должны радоваться, если видят, что ребенок находится в благоприятной духовной ситуации, что он открыт Богу и не закомплексован. Они не должны передавать ему свои неврозы, свои духовные болезни, не должны распускаться. Хочется закричать на ребенка – остановись. Вспомни слова молитвы: «Господи, даждь мне терпение, великодушие и кротость». И всегда помнить будем, что наши учителя – наши дети.

А. КИРЮХИН


Возврат к списку

Написать в редакцию