Психологическая помощь: основные потребности детей   15.10.2018 08:37:00

Психологическая помощь: основные потребности детей

По мере взросления дети переживают кризисы роста, которые делают более актуальными те или иные психологические потребности. Так, к основным психологическим потребностям ребенка можно отнести: до трех лет – общение, эмоциональные связи с другими людьми, потребность в познании; с трех до семи лет – уважение, независимость. Основные потребности детей младшего школьного возраста – признание, самоактуализация; детей подросткового возраста – принадлежность к группе, независимость.

Все эти потребности, так или иначе, нарушены у приемных детей. Для этого приемным родителям нужно хорошо знать механизм возникновения потребностей и преодоление возрастных кризисов. Эти знания дают подсказку родителям и педагогам, на какие действия необходимо ориентироваться в воспитании ребенка.

Рассмотрим подробнее базовые психологические потребности детей.

Потребность в безопасности.

Правила и порядки, установленные в семье, далеко не всегда лишь ограничивают или лишают чувства свободы. Часто дисциплина также выполняет важную для психики ребенка функцию: дает структуру, чувство упорядоченности жизни. И тем самым удовлетворяет одну из базовых психологических потребностей – потребность в безопасности.

Потребность в принадлежности к группе.

Данный мотив не стоит в приоритете среди потребностей детей дошкольного возраста, становится более актуальным у школьников и достигает максимальной значимости у подростков.

Потребность в уважении и признании

Ничто так не вредит самооценке, как чрезмерная и грубая критика. Если в негативных замечаниях по поводу поведения ребенка не улавливается и тени заботы о его чувствах, это заставляет подростка чувствовать себя так, как будто своими замечаниями родители пытаются подогнать его под некий идеализированный стандарт, угодный только им самим. Но ребенок – отдельная личность. Поэтому необходимо, чтобы взрослые считались с его желаниями так же, как и со своими собственными.

Потребность в саморазвитии.

Чтобы потребность ребенка в росте была реализована, необходимо поддерживать его естественные интересы к любым занятиям: и к тем, в которых он силен, и даже, на первый взгляд, к бесполезным занятиям. Ребенок не приходит в этот мир, чтобы потешить эго родителей. Он рождается, чтобы быть счастливым, реализуя свои собственные цели и мечты. И только самостоятельно ставя перед собой задачи и преодолевая стоящие на пути трудности, можно расти как личность и развиваться.

На самом деле потребностей гораздо больше, если приемные родители хотят, чтобы семья состоялась, им постоянно нужно повышать уровень самообразования. В нашем отделении помощи семье и детям работает Клуб приемных родителей «В кругу семьи». Мы с удовольствием поработаем с вами и вашими детьми, а также проведем индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития приемного ребенка.

Светлана Кирюхина



Возврат к списку

Написать в редакцию