11.03.2012 09:18:30

ОСТОРОЖНО: БАНК

15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. В этом году он пройдет под девизом: «Наши деньги, наши права: кампании за правильный выбор финансовых услуг».
Действительно, на рынке кредитных услуг рядового потребителя поджидает много «подводных камней». Однако с каждым годом граждане в спорах с банками все активнее отстаивают свои права и в подавляющем большинстве выигрывают. В 2008 году в Управление Роспотребнадзора по Тульской области поступило всего 6 жалоб на действия кредитных организаций, а в 2011 году – уже 195.
Представим, приходит рядовой человек в банк за кредитом. Богатый офис, вежливые сотрудники, употребляющие загадочные слова типа «комиссия», «ссудный счет» и другие, – все это действует магически, и потребитель принимает на веру предлагаемые правила игры. А зря. Как показывает практика, практически в каждом банке (а в Тульской области их более 40) допускаются нарушения прав потребителей, а то и по нескольку сразу.
Одно из самых распространенных – неправомерное установление комиссии за открытие и ведение ссудного счета. Согласно условию заемщик обязан уплатить кредитору единовременный платеж (тариф) за открытие ссудного счета. Или как вариант: за ведение ссудного счета взимается ежемесячная комиссия в процентах от суммы кредита. На самом деле эти условия незаконны и ущемляют права потребителя.
Ссудный счет должен открываться автоматически и бесплатно, ведь он предназначен для отражения картины возврата кредита и является способом бухгалтерского учета.
Банк без открытия и ведения ссудного счета кредит просто-напросто не выдаст. Между тем плата за его открытие и ведение подчас возлагается именно на заемщика. А это не что иное, как навязывание дополнительной платной услуги.
Аналогично, если бы вы пришли в ресторан, а с вас попросили плату за предоставление вилки, ножа и фужера. То и другое нарушение противоречит статье 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», которая запрещает обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).
Иногда в условии договора звучит не «ссудный счет», «рассчетно-кассовое обслуживание», что фактически одно и то же.
Взимание за это платы незаконно.
В договорах встречаются и другие нарушения прав потребителей – навязывание заемщику страхования его жизни и трудоспособности, уступка коллекторам прав истребовать долг, взимание комиссий за рассмотрение кредитной заявки, за выдачу кредита, уплата неустойки за досрочное погашение кредита, рассмотрение судебных споров по месту нахождения кредитора и другие условия, ущемляющие права потребителя.
Нарушением является также недоведение до потребителей информации о подлежащей выплате полной суммы и графике погашения кредита, информации о цене услуги подключения к программе страхования в рублях, о потребительских свойствах услуги рассчетно-кассового обслуживания, о юридическом адресе на вывеске организации и другой важной информации.
Прежде чем подписывать договор, внимательно его прочитайте. Если вы что-то не поняли, не стесняйтесь взять его с собой и показать сведущему человеку. Потеряете несколько дней, зато сохраните деньги. Ну, а если работник банка воспротивится – значит, в договоре что-то не так, и он тем более требует проверки
Если кредит уже получен, то и в этом случае можно исключит в договоре пункты, ущемляющие ваши права. Обращайтесь в Управление Роспотребнадзора по Тульской области или в свой территориальный отдел Роспотребнадзора, осуществляющий надзор в сфере защиты прав потребителей. Специалисты проведут проверку, в случае выявления нарушения привлекут виновного к административной ответственности и выдадут предписание об устранении нарушений.
Можно вернуть комиссионные, которые с вас незаконно взяли. Для этого надо обратиться в суд. Истцом может выступить сам потребитель или Роспотребнадзор. Но надо помнить, что для надзорного органа это не является обязанностью. Самостоятельно заемщику это сделать сподручнее, а Управление никогда не откажет в бесплатном составлении заключения по делу для суда, что тоже немаловажно. В 2011 году выдано 30 таких заключений.
Только надо помнить, что обращаться в суд надо в течение 3 лет с момента заключения договора. Если позже – деньги вернуть будет труднее.
За консультацией обращайтесь в отдел по защите прав потребителей Управления – 55-55-50 (Тула);
в консультационный центр по защите прав потребителей – 26-33-51 (Тула);
в территориальный отдел Управления.



Возврат к списку

Написать в редакцию