• zarya.chern@tularegion.org
  • 301090, Тульская область, п. Чернь,
    ул. К.Маркса, д. 31.
  • +7 (48756) 2-13-70+7-953-198-34-65
 
13.02.2014 12:01:30

Нарушения речи

С каждым годом увеличивается число детей, имеющих те или иные нарушения речи. Какие признаки в развитии ребенка могут указать внимательным родителям на то, что в дальнейшем у ребенка может возникнуть нарушение речи, что является причиной возникающих нарушений? На этот вопрос ответит учитель-логопед нашего Центра Ольга ПУХЛИКОВА:
«Существует целый ряд параметров в развитии ребенка, которые должны насторожить родителей, и проявляться они могут, начиная с самого раннего возраста. Перечислю некоторые из них:
- к концу 1-го месяца ребенок не кричит перед кормлением; к концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним говорят, и не «гулит»;
- к концу 5-го месяца не прислушивается к музыке; к 7-му месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
- к концу 9-го месяца отсутствует лепет, и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
- к концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
- к году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
- в 1 год 4 месяца не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
- в 1 год 9 месяцев не может произнести 5-6 осмысленных слов;
- к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях;
- к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;
- в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;
- в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения.
Точную причину каждого нарушения, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта и отоларинголога. Но все же существует ряд возможных причин, вызывающих нарушения речи:
- негативные факторы в период беременности и родов;
- «педагогическая запущенность»: ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь, об общении с ребенком в целом;
- перинатальная энцефалопатия (ПЭП) –один из самых распространенных диагнозов. Это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако, такому малышу необходим очень квалифицированный специалист; частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет; наследственные факторы; снижение слуха; анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата; сосание пальца.
В заключение отметчу, что нарушения речи, а в частности, нарушение звукопроизношения – это не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении ребенком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками. Поэтому, если вас смущает речь вашего ребенка, не ждите. Сходите на консультацию к логопеду, выясните речевое состояние малыша и, исходя из полученной информации, подумайте, что вам необходимо делать дальше».
Елена Кузнецова,
директор психолого-педагогического Центра диагностики и консультирования «Гармония»


Возврат к списку

Написать в редакцию