• zarya.chern@tularegion.org
  • 301090, Тульская область, п. Чернь,
    ул. К.Маркса, д. 31.
  • +7 (48756) 2-13-70+7-953-198-34-65
 
17.03.2011 10:35:12

Избавляемся от тревоги

В нашей жизни часто случаются тревожные ситуации, в которых мы склонны испытывать опасения и беспокойство. Любому человеку присуща тревожность. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избежать опасности или решить проблему. Повышенная же тревожность перестает быть помощником человека и оказывает разрушительное действие на психику. В такой ситуации человеку необходимо взять себя в руки и успокоиться.
Наиболее эффективным способом считаются дыхательные упражнения. Практика глубокого дыхания поможет отвлечь внимание от состояния острого возбуждения, позволит погрузиться в безмятежное, спокойное восприятие реальности и мыслить более четко. Попробуйте одно из самых простых дыхательных упражнений, доступных абсолютно всем. Оно называется «Квадратное дыхание», поскольку состоит из четырех тактов, равных по времени. Расслабьтесь и сделайте вдох (3 сек.), после вдоха сделайте паузу (3 сек.), затем медленно выдыхайте в течение 3 секунд и вновь задержите дыхание на 3 секунды. После 2-3 минут «Квадратного дыхания» все тревоги и мрачные мысли исчезнут, а вы почувствуете прилив сил и энергии. Попробуйте прямо сейчас!
А что же нужно делать, чтобы тревожность не стала устойчивой личностной чертой вашего ребенка?
Состояние ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Главным источником тревог для детей оказывается семья. Ребенок, как зеркало, отражает родительские тревоги. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты. Авторитарное воспитание в семье, требование беспрекословного послушания родителям способствуют появлению у ребенка тревоги из-за боязни нарушить предписание. Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако часто поступки взрослых способствуют развитию этого качества у детей.
Итак, давайте рассмотрим, что же делать и чего категорически делать нельзя: постарайтесь заверить своего ребёнка в том, что он любим и ценен вне зависимости от его успехов («Я люблю тебя не за пятёрки…»); чаще хвалите ребёнка, но так, чтобы он знал, за что. Старайтесь в любой ситуации искать плюсы; не завышайте требования к ребёнку, старайтесь быть адекватны ситуации; не сравнивайте ребёнка с другими детьми, обращайте внимание на личные продвижения самого ребёнка и хвалите их («Вчера тебе трудно было красиво написать эту букву, а сегодня гораздо лучше! Давай найдем самую-самую красивую букву в этой строчке!»); будьте последовательны, не запрещайте ребенку то, что уже разрешали раньше (если только это не опасно для жизни и здоровья); старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний, не угрожайте невыполнимыми наказаниями, используйте наказание лишь в крайних случаях; доверяйте ребенку, будьте честны с ним; дайте ребенку возможность выговориться, почувствовать ваше расположение к нему. Интересуйтесь жизнью, чувствами и страхами своего ребенка, научите его говорить о них и будьте готовы выслушать; создайте у ребенка ощущение успеха, помогите ему поверить в свои силы.
Помните, что часто тревожность наших детей – это отражение наших тревог. Каждый ребенок нуждается в любви и поддержке близких людей. Не отдаляйтесь от своего ребенка, помогите и себе, и ему справиться с беспокойствами и волнениями, которые не дают спокойно жить.
Е. КУЗНЕЦОВА,
педагог-психолог ЦДК «Гармония»


Возврат к списку

Написать в редакцию