21.12.2017 16:10:00

История сел Богослово, Ползиково, д. Кукуевка, Гриневка

На границе Чернского и Мценского районов расположено с. Богослово. Свое название село получило от своего храма во имя Иоанна Богослова, не сохранившегося до наших дней.
В XVIII-XIX вв. село имело двойное название Богословское-Шушмино; второе название заимствовано от урочища Шушмин, которым, как видно из писцовых книг XVIII в., назывался находившийся на этом урочище колодезь, место расположения которого ныне не известно.
В приход с. Богословское входили также сельцо Старухино, сельцо Кукуевка, сельцо Перекоп-Гриневка и сельцо Кукуевка. Храм во имя Иоанна Богослова был построен в 1850 году мценским купцом И.Н. Жигалкиным, а в 1860 г. был устроен главный иконостас храма. Придельные алтари в трапезной церкви были устроены в 1864 году во имя Святого Николая Чудотворца купцом К.И. Лахтиным, и в 1867 году во имя трех Вселенских Святителей мценским мещанином Н.И. Ивановым.
В истории русской литературы с. Богословское известно тем, что здесь должна была состояться дуэль Л.Н. Толстого и И.С. Тургенева летом 1861 г., дуэль не состоялась, но после этой ссоры писатели не общались 16 лет.
Деревня Старухино в XIX веке находилась во владении отставного капитана второго ранга Мардария Васильевича Милюкова, а затем - его дочери Елизаветы Мардарьевны Якушкиной, которая приложила много сил для открытия школы в д. Ста-рухино. Школа была открыта и в последствии содержалась на средства Елизаветы Мардарьевны. Е.М. Якушкина была знакома с И.С. Тургеневым; у нее в д. Старухино гостили Г.И. Успенский, Л.Н. Толстой и его сыновья.
Совсем рядом со Старухиным находится печально известная дер. Кукуевка, неподалеку от которой произошла страшная катастрофа, потрясшая всю страну.
Это случилось в ночь с 29 на 30 июня 1882 года. Из-за сильного дождя, сопровождавшегося страшной бурей, на многих местах полотно Московско-Курской железной дороги было размыто, и рельсы или разошлись, или совсем свалились. Ночью повреждений не заметили. Поезд шел быстрым ходом, и в третьем часу ночи он потерпел страшное крушение. Пятый вагон от локомотива провалился в опустившуюся насыпь, где рельсы разошлись; следом за ним в землю втянуты были передние вагоны с локомотивом. Последние четыре вагона были спасены благодаря находчивости кондукторов. Сообразив, что с передними вагонами случилось несчастье, они затормозили как раз над пропастью. Вздыбившаяся земля шевелилась и стонала глухими звуками, доносившимися откуда-то из-под нее до 10 часов утра. Повсюду творился хаос. Крестьяне окрестных деревень пытались спасти людей, попавших в трясину, но все усилия были напрасны. Из воспоминаний: «вот какой-то старик, оставшийся в уцелевшем и висящем над пропастью вагоне, пытается из него выбраться, ему удается достичь земли, но он вязнет, молит о помощи. К нему пытаются подобраться, но тщетно, земля под тяжестью человеческого тела быстро прогибается и поглощает его на глазах у всех …».
«К утру, - сообщал в своей телеграмме В.А. Гиляровский(1853-1935 г.г., русский советский писатель) в московскую газету, - приехали врачи из Черни, Тулы, а позже из Москвы». 2 июля стало известно, что «спаслось 86 пассажиров, раненых 42, более 100 погибло. Раненых отправили в Орел».
На место катастрофы приехал по Высочайшему повелению из Министерства путей сообщения генерал Пузанковский. Из Тулы прибыло 300 солдат для откопки вагонов, затянутых илом, землей и песком. Вагонов не было видно. Раскопки продолжались 3 недели: и днем, и ночью.
Родственники, жители окрестных деревень – все с волнением ждали новые имена погибших. Большинство вырытых трупов были изуродованы. Среди выкопанных оказался племянник И.С. Тургенева, молодой студент Н.Н. Тургенев.
Ежедневно служились панихиды. Тела погибших относились в нарочно устроенный морг, находившийся внизу оврага и представлявший из себя вырытый в земле погреб, крытый тесом, разделенный на несколько отделений. Впоследствии этот морг, а также все найденные при раскопках вещи, были сожжены.
Так закончилась Кукуевская катастрофа.
Село Ползиково старинное, оно существовало уже в XVII веке. Название село получило от фамилии местного помещика. Ползиковы были строителями храма в селе, первые упоминания о котором относятся к 1731 году. В храме была древняя икона Боголюбской Божьей Матери, от нее храм и село получили название (Ползиково-Боголюбское). Икона была в серебряной с позолотой ризе, с венцом и полукруглым привесом, усыпанным жемчугом. На иконе была надпись: «лета 1731 года мая 30 дня, началась строиться каменная церковь во имя Пресвятые Боголюбския Божия Матери, по обещанию стольника Игната Андреева сына Ползикова. По нем дети его Григорий и Иван, сыны Ползикова. По Григорию достроил сию церковь, иконное писание и иконостас с божественною утварью церковьною его родной брат Лев Игнатьев, сын Ползиков». В 1882 году к придельной церкви пристроена была каменная колокольня, благодаря стараниям капитана А.В. Чапкина.
С 1883 года в селе существовала церковно-приходская школа. Законоучителем и учителем в школе был священник Павел Троицкий с помощником из крестьян, кончившим курс в министерском училище, Филиппом Ионовым. По данным 1897 года в школе обучались 53 мальчика.
Приход Боголюбской церкви состоял из села Ползиково и деревень: Хмелины, Дороженьки, Медвежьей, Калиновки и деревни Малое Льгово.
Почти у самой юго-западной границы Чернского района находится небольшая деревня Гриневка, с которой связано много замечательных страниц в творчестве и деятельности Л.Н. Толстого. Деревня Гриневка расположена в живописном месте, она окружена лесом, садом, парком и большим прудом. Здесь находилась усадьба второго сына Льва Николаевича – Ильи Львовича Толстого. Это имение было куплено женой писателя Софьей Андреевной в 1891 году и после раздела наследства перешло к Илье Львовичу. Лев Николаевич несколько раз приезжал в гости к сыну; но наиболее продолжительное пребывание его в Гриневке относится к 1898 году. Весной 1898 года Л.Н. Толстой жил в Москве. Здесь он получил сведения о народном бедствии – голоде в Чернском, Ефремовском, Мценском уездах. 25 апреля писатель выехал в Чернский уезд и поселился в Гриневке, где занялся организацией столовых для голодавших. Толстой объехал десятки деревень Чернского, Мценского и Ефремовского уездов и в итоге написал статью «Голод или не голод?».
Страшная нищета и разорение царили в деревнях. Проезжая по Чернскому уезду, писатель наткнулся на маленькую, заброшенную в полях деревушку Погибеловку; оказалось, что крестьяне живут на «нищенском» наделе, земля неудобная, где-то в стороне, и к весне народ дошел до того, что у восьми дворов осталась только одна корова и две лошади. Остальной скот весь продан. Большие и малые «побираются». Деревня Погибеловка располагалась недалеко от Долматово, сейчас деревни не существует, последний житель покинул ее в 1965 году. В статье «Голод или не голод?» Толстой называет деревни Малую Губеревку, Хмелины, Сидоровку, Кукуевку, Шеламово, где у многих крестьян не было никакого скота.
В дни, когда писатель жил в Гриневке, он не переставал работать над своими произведениями, особенно над повестью «Хаджи-Мурат». Кроме работы над художественными и публицистическими произведениями, Толстой вел из Гриневки обширную переписку с литераторами, общественными деятелями, лицами, помогавшими устраивать столовые для голодавших и многими другими людьми.
В настоящее время в Гриневке сохранены старые липовые аллеи толстовского парка, яблоневый сад, пруд.
С 1891 года в д. Гриневке действовала школа грамоты, попечительницей которой была графиня Толстая. Обучала детей грамоте Мария Юргеневич из женской гимназии. По данным 1897 года в гриневской школе обучались 20 мальчиков и 6 девочек.
Неподалеку, в с. Богослове в 1895 г. была открыта школа грамоты; школа помещалась в доме священника, обучала детей жена священника Татьяна Раевская. По данным 1897 года в школе обучались 9 мальчиков. А в сельце Шушмине в 1884 году была открыта церковно-приходская школа, законоучителем в которой был священник Ал. Раевский, а учителем – почетный гражданин Тимофей Драчев, имевший звание учителя. Попечителем - землевладелец Борис Никифорович Богоявленский. По данным 1897 г. в церковно-приходской школе обучались 32 мальчика и 3 девочки. 
"Чернь - частица родины великой"







Возврат к списку

Написать в редакцию