• zarya.chern@tularegion.org
  • 301090, Тульская область, п. Чернь,
    ул. К.Маркса, д. 31.
  • +7 (48756) 2-13-70+7-953-198-34-65
 
30.06.2016 17:28:00

Чернь в XIX веке

Историк Зеленецкий отмечает, что в середине XIX века город Чернь напоминал скорее большое село, чем город. В 1850 году в Черни было 3 церкви (Соборная Крестовоздвиженская, Никольская и Покровская), 1 деревянный мост, 227 деревянных домов, 3 каменных казенных строения, 13 лавок, 2 немощёных площади, 10 немощёных улиц и 1 переулок, свечной завод купца Попова, 4 ремесленных заведения, 4 деревянных кузницы, 1 водяная мельница, 3 крупорушки, 1 гостиница, 7 постоялых дворов, 6 питейных заведений. Из учебных заведений 1 уездное училище и 1 приходская школа, в которых обучалось 103 ученика и было 7 преподавателей.

Чернь можно было назвать городом всех сословий. В нем в середине XIX века проживали дворяне и купцы, мещане и духовенство, разночинцы и крестьяне – всего 2413 человек. Большинство жителей вели мелкую торговлю, а те, что позажиточнее, скупали товар и отправляли в другие города. Торговали, в основном, пенькой, кожей и хлебом. Кожи отправляли в г. Болхов, пеньку – в Белёв и Калугу, а купец Попов отправлял пеньку и конопляное масло в Санкт-Петербург. Жителей в уезде было на 1850 год – 86834 человека; слобод, сел и деревень 365, мостов 70, садов 61, кузниц 140, мельниц водяных 64, ветряных 126, крупорушек 23, постоялых дворов 45, питейных домов 24, 224 помещичьих домов деревянных, 11 каменных, 169 каменных крестьянских и 7820 деревянных. Церквей 65, из них 26 деревянных.

В 1802 году совместными стараниями подполковника Я. С. Есипова и генерал-майора Е. И. Бланкеннагеля, в селе Алябьево Чернского уезда построен первый в России сахарный завод, работающий на местном сырье, для чего в Алябьево в 1802 году было посажено 20 гектаров свеклы. Завод просуществовал до 1854 г., сменив за это время нескольких владельцев. Сахар, производимый заводом, небольшой частью использовался для местных нужд, а в основном шел на производство водок.

Были в уезде и другие заводы по переработке сельхозпродукции: свеклосахарные – в селах Спасское на Зуше и Ильинке, картофельно-мучные и паточные – в селах Козловка, Никольское, Троицкое, бумажная фабрика в селе Тургенево. Всего 14 заводов и фабрик, на которых работало 861 человек мастеровых.

В 1901 г. в Чернском уезде было 8 винокуренных заводов со 195 рабочими и производством на 266 тыс. руб., 5 картофельно-крахмальных заводов (50 рабочих, 11 тыс. руб.), 1 картофельно-паточный завод (9 рабочих, 1 тыс. руб.) и 1 завод для выделки земледельческих орудий (5 рабочих, 1 тыс. руб.).

Две земских больницы на 18 кроватей и железнодорожный приемный покой при станции Скуратово Московско-Курской железной дороги. 3 земских медицинских участка. В 1901 г. в Чернском уезде было 3 начальных народных училища министерства народного просвещения, со 134 мальчиками и 22 девочками, 78 церковно-­приходских школ (2800 мальчиков и 562 девочки) и 1 частное начальное училище (34 мальчика и 9 девочек).

Ярмарок проводилось в уезде семь: Вознесенская – в селе Вознесенском; Никольская – в селе Синдеево 9 мая; Тихвинская – в селе Воскресенском 26 июня Десятая – в селе Озерки в день Великомученицы Параскевы; Раевская – в селе Раево 1 августа; Троицкая - в селе Троицкое в день сошествия Святого духа.

...В очерке «Чернь» чернского учителя А. Г. Зеленецкого за 1850 год так сказано о нашем торге на соборной площади: «В городе три ярмарки: Никольская 9 мая, Казанская 8 июля и Покровская 1 октября, на которые товару привозится на 15 тысяч рублей серебром…»

Никольская ярмарка была по завершении весенне-полевых работ, Казанская - перед летней страдой, Покровская - после окончания всех уборочных работ в поле. Ярмарки были необходимы крестьянину для сбыта своих продуктов в промежутках между основными полевыми работами.

В переводе с немецкого ярмарка означает - годовой торг. Но к этому слову у нас в Черни так привыкли, что никто никогда и не замечал иноязычного происхождения слова. И произносили его к русскому звучанию «Ярмонка» и писали по своему – "Ярмънка".

24 волости в Чернском уезде. Крестьяне самых отдаленных сел: Алябьева, Кислина, Языкова, Скородного, Озерок, Раева, Теплого, Тшлыкова, Троекурова приезжали сюда в Чернь, чтобы продать продукты своего земледельческого труда. Сюда же приезжали купцы уездных городов, коммерсанты Москвы, Болхова, Петербурга, Вязьмы, Серпухова, Тулы, Харькова.
Почти всe наши деревни торговали хлебом, скотом, пенькой, кожами, изделиями крестьянского обихода.

Но были села с традиционно-профессиональным направлением в производстве продуктов крестьянской необходимости и нужд города. Назарьево в Черни по улицам развозило древесный уголь. Ветрово доставляло на рынок гончарные изделия. Жимарино славилось своими жмыхами и конопляным маслом. Беськово готовило сани, дуги, оглобли, грядки. Липицы - прекрасные саженцы на Покровской ярмарке. Пушкарская слобода - великолепные веревки, тяжи. Апросимово, Казачья слобода - овощи. Сукманово - крестьянские сукна, половики, веретья, Бредихино – плетушки, а на Покров – капусту. Ладыжино выращивало чеснок, Зуша - мед и яблоки, Выползово, Бортное, Черноусово, Бредихино носило молоко в четвертях, сметану, творог. Яйца привозили все села. Животовка, Гвоздево - дрова. Никольско-Вяземское - детские санки, липовки, вальки, рубели, топорища, рассохи. Болгары - овчины, Уготь - рыбу, Агибалово, Черноусово – грибы, Троицкое-Бачурино - ложки. Даже существовала специально пеньковая ярмарка в селе Щетинино.

В ярмарочной день, подторжье, все это двигалось на крестьянских лошадках, шло пешком, несло на себе.

По дорогам в Чернь шел говор, поскрипывали тяжелогруженые воза, ржали жеребята, из повозок виднелись головы перевязанных овец, гусей, уток, мычал рогатый скот, похрюкивали свиньи. Все улицы около Соборной площади заполнялись подводами, скотом, лошадьми. Всюду виднелись белые косынки и платки крестьянок, черные картузы и поддевки чернских мещан, зипуны нищих и калек, красные рубахи цыган. Многие останавливались у родственников в Черни по домам.

Иногда внезапно это людское говорящее, кричащее распевавшее особым речитативом, двигающееся, пестрое крестьянское царство покрывается колокольным звоном во всех трех церквях.

Везде выкрики, возгласи торгующих и торгующихся, рукобитье, напевным речитативом приговаривание зазывал…

- А вот вода холодная!... По грушу, по грушу!... Бабы, девки навались!.. - слышится в одном конце ярмарки. В другом: "Платите, не скупитесь! Дорого, да мило, дешево, да гнило!..."

- Пышки, пряники, жамки, котелки! Сам бы ел, да Михаил Ефремов не велел. Как куснешь, так уснешь. Вскочишь, еще проглотишь, ну и денежки "заплотишь".

-Булки! Булки хороши! Только денежки плати. С них Серебренников Гаврюша уже выручил два куша.

В лавках - яблоку негде упасть. Но больше берут деготь, стекло, керосин, соль, спички. Мужички с завистью поглядывают на ямскую упряжь в шорном магазине И.А.Соколова. В булочной Дмитриева с удовольствием берут баранки и мягкий белый хлеб - ситный.

Пестро, празднично, музыкально на площади перед почтой и казначейством. Вся она сейчас уставлена румяными ветровскими горшками, трубами, кринками, корчагами, кубанами, махотками, свистульками и рожками. На всей площади перезвон от постукиваний палочкой в боковины горшков, кубанов, опробуемых детских свистулек и рожков. Чтo звонче поет, стучит, выговаривает, то и по душе, это и покупается.

В стороне беспрестанно вертятся прялки. Надо выбрать нарядную и добротно выточенную, и легкую на ногу, и чтобы колесо ходило плавно с приятным мелодичным жужжанием. Понятно, что здесь на ярмарке женский уголок. Здесь пестреют женские белые платки. Здесь и своеобразная речь: "Шерстяная", "Протяная", "Кудель", "Обливное", "Замашки", "Онучки", "Суровая нитка", "Домотканина".

У тележных колес опять мужской говор. Как опытные технологи спорят мужички о том, какой дуб поставлен на ободе? Корешковая ли ступка? Как поставлены спицы? Ровная ли расточка для оси?.. Соображений много. То и дело поднимаются вверх колеса, с силой ободом стучат о землю: проверяют, не дает ли обод трещину.

Звенят косы. Их качество тоже проверяют на звук: какая тоньше поет, та и коса. Всюду торговля вразвал. Рыбой, селедкой торгуют прямо с бочки. Материю расторопные приказчики с треском рвут с прилавков наскоро сколоченных балаганов. Булками, пышками, баранками торгуют с открытых возов. Яблоки, груши, вишни, овощи, мед в кадках, пшено - все это на открытых повозках, колымажках, телегах.

Действуют открытые чайные под шатрами, дымят жаровни с вареным мясом, хлопают пробки открываемых бутылок с доморощенным квасом у солодовников Астафьевых.

На ярмарке присутствует и никогда не торгующийся, работный народ: плотники, кровельщики, маляры, прядильщики, печники, колесники, сукновалы, овчинники, портные, коновалы, сапожники, кузнецы. На этом торжище зачастую с ними договариваются о заказах и о paбoтax на дому у крестьянина. И, как правило, у крестьянских возков распивают договоренный задаток.

Обмен, купля, продажа, встреча с мастеровыми, для некоторых эстетическое удовольствие, новости околотка, политические сведения огромного государства, драки и кражи, лихоимство, притеснение власть имущих, сообщение о возможности получения заработка, семейные обряды, поверья, сказки, поговорки, высмеивающие недругов, невзгоды крестьянского мира – все это можно было узнать и понять на этом шумливом торговом сборище. (из очерка В.П.Крылова).

1833 год

«В сем городе плодовитых садов и огородов довольное число, воздух здоровый… Река Чернь снабжает сей город водою, которая к употреблению здорова. Протекающая подле города означенная река в летнее жаркое время бывает шириною до 10 саженей, глубиною – до 10 вершков, в ней рыба: щуки, плотва, окуни, головли, ерши и пискари, оная река во время разлития полой воды городу по высокому месторасположению вреда не причиняет, замерзает она в исходе октября – в начале ноября, а вскрывается в последних числах марта и первых числах апреля месяца. Грунт земли сыроглинистый, для производства садов и овощей способен».

Казённые строения в городе Чернь:

Кладовая при уездном казначействе в земле.
Тюремный замок деревянный.
Корпус для присутственных мест. (Каменный)
Дом городничего и казначея. (Каменный)
Соляные и винные магазины деревянные.

Обывательские строения:

Гостиница деревянная – одна.

Ресторация деревянная - одна.

Харчевня деревянная – одна.

Фряжских погребов каменных – три.

Постоялых дворов деревянных – три.

Питейных домов деревянных при домах – четыре.

Сальный завод деревянный при доме один, на коем вырабатывается самими хозяевами в год сала до 450 пудов, которые продаются в оном городе.

Обывательских домов деревянных - 249.

Лавок торговых каменных - 2.

Лавок торговых деревянных – 3.

Кузниц деревянных – 3.

Застав – 2.

Кладбище вне города.

Сословный состав Черни:

1847 год

всего жителей - 2067 человек,

дворян - 124 человека,

почетных граждан – 4 человека,

купцов – 377 человек,

мещан – 1493 человека.


1857 год

Всего жителей – 3012 человек,

Дворян – 230 человек,

Почетных граждан - 9 человек,

Купцов – 504 человека,

Мещан – 1984 человека.

Большие улицы Черни:

Золотарёвская (ныне Революционная).
Николаевская (ныне Вознесенского)
Крестовоздвиженская (ныне К.Маркса).
Мещанская (ныне Комсомольская).
Кузнечная (ныне Панина).

Поперечные улицы Черни:

Солдатская (ныне Свободная).
Романовская (ныне Советская).
Давыдовская (ныне Коммунаров).
Миллионная или Купеческая (ныне Ленина).
Дворянская (ныне П. Антонова).
Покровская (ныне Октябрьская).

Стрелецкая слобода.

Число дворов – 26, по 7 ревизии душ мужского пола – 99, женского пола – 90, проживают разные мелкие однодворцы на положенном казённом оброке. Промышляют хлебопашеством. Женщины сверх полевой работы прядут лён, посконь и шерсть, ткут холсты и сукна для своего употребления, частично и на продажу. Зажитка средственного.

Пушкарская слобода.

Число дворов – 19, по 7 ревизии душ мужского пола – 54, женского пола – 43. Селением на левой стороне оврага Попова дачею реки Черни. Земля чернозём, на коей из посева лучше родится овёс, рожь и греча. Покосы средственны. Лес дровяной, дубовый, берёзовый, ореховый и осиновый.

Казачья слобода.

Число дворов – 55, по 7 ревизии душ мужского пола – 180, женского пола – 146. Селением на правом берегу реки Черни, по обе стороны большой дороги, лежащей из города Черни в город Мценск. Имеется две церкви деревянные: во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Лес дровяной, в нём звери: зайцы, белки, горностаи. Птицы: соловьи, дрозды.
Н.Е. Зайцева


Возврат к списку

Написать в редакцию