• zarya.chern@tularegion.org
  • 301090, Тульская область, п. Чернь,
    ул. К.Маркса, д. 31.
  • +7 (48756) 2-13-70+7-953-198-34-65
 
07.02.2011 10:30:02

Борьба со страстями

В старину на Руси излюбленным чтением всегда были «Добротолюбие» и «Лествица» Иоанна Лествичника. Современные люди, к сожалению, редко берут в руки эти великие книги. А жаль! Темп нашей жизни настолько стремителен, количество контактов, в том числе и неприятных, так велико, что зачастую перед нами возникают вопросы: «Господи, почему я так раздражителен?», или «Как же мне бороться с унынием и леностью?», «Как не обманывать, а делать все, что обещал?». Эти и другие вопросы типа: «Как жить в мире с близкими?», «Как не повторить прежних грехов?» - встают перед нами почти каждый день. Отвечает на них богословская наука – аскетика. Говорит она о том, что такое страсти и грехи, как с ними бороться, как обрести мир душевный, как обрести любовь к Богу и ближним.
Слово «аскетика» вызывает ассоциации с чем-то совершенно несвойственным обыкновенному человеку. Перед мысленным взором встают образы египетских пустынников, проводивших время в непрестанной молитве, виды монастырей, где живут совершенно непохожие на нас люди. И это, конечно, глубочайшее заблуждение.
К ежедневной борьбе, войне со страстями, греховными привычками призван всякий человек, тем более, без исключения, православный христианин.
Как солдаты принимают присягу и дают торжественное обещание – клятву защищать Отчизну и сокрушать всех врагов ее, так и христианин, как воин Христов, призван на верность Христу и отречению от Диавола и всех его дел, т.е. от греха. А это значит, что, приняв эту присягу, каждый христианин посвящает себя битве с грехом, со всеми врагами нашего спасения. Это бой трудный и ежедневный, не на жизнь, а на смерть.
Слово «страсть» в переводе со славянского означает «страдание». Отсюда, например, слово «страстотерпец», то есть терпящий страдания, мучения. На самом деле, ничто так не мучает человека: ни болезни, ни что-либо другое, как собственные страсти, укоренившиеся грехи. Сначала они служат удовлетворению греховных потребностей человека, а потом человек сам начинает служить им. Сразу ли человек становится алкоголиком, наркоманом или игроманом? Нет. Сначала попробует, вроде интересно – обостряются чувства, «кровь играет». Дальше – больше. А, в конце концов, за обладание вожделенной бутылкой и прочим он готов заплатить здоровьем, имуществом, жизнью своей и своих близких. Недаром 90% преступлений совершается под воздействием алкогольно-наркотических веществ. Вот как силен демон пьянства.
Другие страсти могут не меньше порабощать душу человека, но при алкоголизме, пьянстве и наркомании порабощение души усиливается и телесной зависимостью.
Помочь человеку в борьбе со страстями может аскетика, богословская наука, которую в определенном смысле можно назвать христианской психологией. Ведь «психология» в переводе с греческого означает наука о душе. А практическая психология помогает человеку справиться со своими дурными наклонностями, победить депрессию, научиться ладить с самим собою и людьми. Конечно, если всегда при этом возлагать надежду на помощь и неизреченную милость Божью. Недаром апостол Павел в послании к Галатам писал: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». (Гал. 5, 24).
Люди, далекие от Церкви, от духовной жизни, порой видят в христианстве одни запреты. Часто приходится слышать: «Напридумывали каких-то ограничений, чтобы людям жизнь усложнить!» Но в Православии нет ничего случайного, лишнего, все очень гармонично и закономерно. В духовном мире, как и в мире физическом, сеять свои законы, которые как и законы природы, нельзя нарушать, иначе это может привести к катастрофе. Часть этих законов выражена в заповедях, которые оберегают нас от беды.
Заповеди, эти нравственные предписания, можно сравнить с предостерегающими надписями «Не влезай: убьет!» или «Стой, зона радиации!» и прочими. Нам, конечно, дана свобода выбора, но ни один здравомыслящий человек не полезет на высоковольтную опору. Однако если мы не станем обращать внимание на предупреждающие надписи, обижаться придется только на самих себя.
Грех – это нарушение очень тонких и строгих законов духовной жизни, наносит он вред, в первую очередь, самому согрешившему. В случае же со страстями вред от греха усиливается во много раз, он становится постоянным, приобретает характер хронической болезни. Таким образом, страсть – это уже нечто большее, чем грех. Это греховная зависимость от порока, рабство определенному виду порока.
Страсти являются извращением естественных человеческих свойств и потребностей. В человеческой природе есть потребность в пище и питье, стремление к продолжению рода. Гнев может быть праведным, например, к врагам веры и Отечества, может привести к убийству. Бережливость может перерасти в сребролюбие. Мы скорбим о потере близких людей, но это не должно приводить к отчаянию. Целеустремленность и упорство не должно приводить к гордости. Есть очень удачный пример: страсть сравнивается со псом. Очень хорошо, когда пес сидит на цепи и охраняет наш дом, но беда, когда он залезает лапами на стол и пожирает наш обед.
Так для чего же мы боремся со своими грехами и страстями? О цели борьбы говорит преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен – и вокруг тебя спасутся тысячи». Таким образом, становится ясной и сама цель жизни истинного христианина – стяжание любви к Богу и ближним. Об этом же говорится и в двух главных заповедях, которые дал нам сам Господь.
Человеку невозможно исполнить две главные заповеди, пока над ним господствуют страсти. Человек, подверженный грехам, страстям, любит только себя и свою страсть. Разве может тщеславный, гордый человек полюбить Бога и ближних, а находящийся в унынии или гневе заботиться о ближних? Ответы на эти вопросы очевидны.
Земная жизнь дается нам как подготовка к вечности. Здесь, на земле, мы определяемся с тем, что для нас главное, что составляет смысл и радость нашей жизни – удовлетворение страстей, служение пороку или жизнь с Богом. Потому, наверно, так важно, побеждая страсти, искореняя в себе гордость, любодеяние, гнев, уныние, тщеславие и другие страсти, готовить себя к жизни вечной.
А. КИРЮХИН




Возврат к списку

Написать в редакцию