• zarya.chern@tularegion.org
  • 301090, Тульская область, п. Чернь,
    ул. К.Маркса, д. 31.
  • +7 (48756) 2-13-70+7-953-198-34-65
 
17.04.2012 08:13:00

100-летие гибели лайнера «Титаник»

Прошло ровно 100 лет со дня передачи телеграммы с борта английского лайнера «Титаник». «SOS! Мы столкнулись с айсбергом!», – это срочное сообщение передал радист 14 апреля 1912 г. Трагедия произошла недалеко от канадского острова Ньюфаундленда. Крупнейший по тем временам пассажирский пароход водоизмещением 66 тысяч тонн был спущен на воду в 1911 году. Газеты восторженно писали о том, что потребовалось 23 тонны мыла для обмывания колеи, по которой гигант соскользнул из дока. Для сравнения, советская атомная подводная лодка типа «Тайфун» имела водоизмещение 26,5 тысяч тонн, а крупнейшие американские авианосцы – до 100 тысяч тонн.
На борту «Титаника» находилось 2225 человек. Из всех пассажиров спаслось только 706. Затонул лайнер за 2,5 часа. Уже давно айсберг превратился в воду, растворились в соленой морской воде останки погибших пассажиров, но печальную их судьбу человечество забыть не может, хотя в прошедшем XX веке случались и другие катастрофы с большим числом погибших, связанных с гибелью кораблей.
Огромное внимание мировой общественности в этой трагиче-ской истории объясняется несколькими причинами. Появляются все новые и новые версии гибели «Титаника», от самых простых до самых невероятных, в том числе и мистических.
О гибели лайнера написано более двух тысяч книг, снято несколько художественных и документальных фильмов. Чего стоит только кинофильм Джеймса Кэмерона, на съемки которого было потрачено почти 7 миллиардов рублей.
Почему все же потонул непотопляемый «Титаник»? Одна из причин найдена – быстро проржавели клепки корпуса корабля. Главный металлург при правительстве Канады уверяет, что нашел вторую, по его мнению, главную причину. Исследования показали, что сталь обшивки корабля содержала слишком много серы. И от этого стала очень хрупкой в холодной воде, температура которой не превышала ноля градусов. При нормальной температуре такая сталь лишь прогнулась бы от нажима айсберга, а в охлажденном состоянии она моментально треснула. Ученые делают вывод, что «Титанику» было противопоказано плавать в холодной воде океанов.
Существуют и другие самые разнообразные версии, опровергающие официальные объяснения причин катастрофы. Самая невероятная гипотеза – корабль стал жертвой проклятия фараонов. Дело в том, что на пароходе, кроме пассажиров, 40 тонн картофеля, 7 тысяч мешков кофе, 35 тысяч яиц, 12 тысяч бутылок минеральной воды, находилась еще и мумия египетской пифии – жрицы-прорицательницы, которую лорд Кантервиль вез в Нью-Йорк. Ценный груз с точки зрения музейной значимости разместили на капитанском мостике. Так случилось, что у изголовья набальзамированной жрицы лежала еще фигурка бога Осириса с угрожающей надписью: «Восстань из праха и взор твой сокрушит всех, кто встанет на твоем пути».
Интерес к гибели «Титаника» не ослабевает и в последние 30 лет. Подтверждение этому – увеличение количества туристов, посещающих место крушения. Этот нездоровый интерес отдельные психологи объясняют тем, что многие слои населения в истории «Титаника» увидели пример столкновения современной цивилизации с все еще неразгаданными силами природы. Научно-технический прогресс, с одной стороны, играет положительную роль: созданные чудо-машины, чудо-самолеты, прочие совершенства... С другой же стороны, его порождения зачастую являются причиной гибели большого числа людей. К сожалению, не существует безотказных машин, самолетов, не бывает и непотопляемых кораблей...
Наша планета Земля, по сути дела, – это тоже корабль, только очень большой, который с огромной скоростью плывет в космическом океане и столкновение с каким-либо космическим объектом не исключается. Последствия могут быть таковыми, что спасательных шлюпок может вновь не хватить.
Может быть, не все читатели знают, что кроме суперлайнера «Титаник» были еще построены два корабля такого же класса, получившие названия «Олимпик» и «Британик». Первый из серии трех кораблей «Олимпик» был построен в 1910 году. После катастрофы «Титаника» он был оборудован двойным дном, прослужил до 1935 года. Во время первой мировой войны перевозил солдат и беженцев. Разрезан на металл. «Британик» – третий из этой серии, спущен на воду был в 1914 году как корабль королевской почты. В 1915 году стал плавучим военным госпиталем. Затонул в ноябре 1916 года в Эгейском море при странных обстоятельствах. Его гибель остается одной из самых больших морских тайн, равной, может быть, загадке убийства Джона Кеннеди.
Прототипом Роуз – героини киноэпопеи Д. Кэмерона – стала молодая ирландская горничная Вайолетт Джессоп, которая чудом избежала смертоносных винтов «Британика», когда выпрыгнула из шлюпки. Она же в 1912 году случайно спаслась при крушении «Титаника», а в 1911 году пережила еще и аварию на «Олимпике». Удивительной, неповторимой, рискованной и благосклонной оказалась судьба этой молодой девушки, хотя и любила путешествовать на таких роковых морских лайнерах. О морских приключениях В. Джессоп написала в своих мемуарах «Выжившая на «Титанике», опубликованных в 1997 году.
За двадцать лет до трагедии английский журналист У. Стид опубликовал рассказ о роскошном лайнере, столкнувшимся с айсбергом. Имя капитана в рассказе было Э.Дж. Смит. Именно так звали настоящего капитана «Титаника». По странной иронии судьбы в деталях предсказавшей катастрофу У. Стид сам погиб на «Титанике», может быть, даже в назидание, чтобы не «каркал» и чтобы не говорили ему в спину «типун тебе на язык».
А. БОГОСЛОВСКИЙ,
ветеран военно-морского флота



Возврат к списку

Написать в редакцию